11
апреля 2019 г. «Право.ru» провело конференцию
«Фармацевтика 2019: правовые вопросы». На ней обсуждались вопросы патентных
споров, отстаивания цен перед антимонопольными органами, разбирательства с недобросовестными
игроками, реформации закупочных процедур.
Директор
юридического департамента «Нанолек» Марина
Ахрименко коснулась «дорожной
карты» «Развитие конкуренции в здравоохранении», которую разработала ФАС России.
В плане предлагается установить ограничение на заключение долгосрочных госконтрактов
на поставку лекарственных препаратов (в том числе защищенных патентами при
условии значительного снижения цен на такие лекарства и ограничения срока действия
долгосрочных госконтрактов сроком действия патента на препарат либо датой
выхода на рынок иного препарата, имеющего те же показания к применению).
Согласно замыслу ФАС России, это сможет предотвратить необоснованное
ограничение конкуренции при появлении воспроизведенных лекарственных
препаратов. Служба планирует решить этот вопрос летом 2019 г., но у экспертов такой
подход вызывает сомнения.
На
конференции также затронули тему маркировки лекарств – она уже проходила в
тестовом формате, но с января 2020 г. она должна стать повсеместной. Руководитель
практики здравоохранения «Пепеляев Групп» Александр
Панов рассказал о юридических последствиях введения такой системы. Панов
отметил, что концептуально система маркировки даст бизнесу более эффективное
управление логистикой и поможет избежать упущенной выгоды из-за контрафактной и
фальсифицированной продукции. Государство планирует избавиться от серого рынка
и контрафактной продукции. Но с точки зрения практики предстоит решить много
вопросов. Панов выделил вопрос параллельного импорта: если предположить, что он
будет введен в России для лекарств, то система маркировки сделает его невозможным.
«Маркировка может быть публичным реестром прав или реестром сведений, при этом
юридическим отделам следует подумать относительно адаптации договоров к
реальности, в которой момент перехода права введения или права собственности
будут связаны с моментом изменения записей в реестре. Еще более важное влияние
система маркировки окажет на серый рынок лекарств из стационаров. Она позволит
пресечь этот поток исками и административными мерами», – прокомментировал он.
В
конце конференции эксперты поговорили о ключевых рисках в фармацевтической
отрасли в рекламе. Медицинская и фармацевтическая реклама связана с большим
количеством ограничений и строгих штрафов.
Советник
по правовым вопросам компании «Сандоз» Инесса
Левинская привела несколько примеров слоганов, которые были признаны
ненадлежащей рекламой: «растворяются в 50 раз быстрее и помогают желудку», «за
минуту уничтожить боль и снять воспаление», «быстрое облегчение дыхания до 12
часов» и др. Она рекомендовала оставаться в постоянном диалоге с ФАС России,
чтобы получать необходимые разъяснения и избежать неопределенности.