Центр
по антикоррупционной политике НИУ ВШЭ и Центр перспективных управленческих
решений представили на ХХ Апрельской конференции ВШЭ проект, посвященный
практикам «недолжного поведения» в госзакупках и закупках госкомпаний, сообщает «Коммерсантъ».
В
докладе эксперты обобщили материалы судебной практики, результаты проверок и
аналитической работы Счетной палаты РФ, Генпрокуратуры России и Следственного
комитета РФ, а также жалобы, рассмотренные ФАС России в 2017–2018 гг., классифицировав
«недолжное поведение» участников закупок по основным параметрам.
Помимо
прямых коррупционных интересов участников в рамках анализа оценивались и вполне
легальные их устремления – ценовая эффективность закупок, их конкурентность, а
также качество конечного результата. Так, отдельной проблемой в сфере
госзаказа, по мнению авторов доклада, является то, что в отличие от стоимостной
эффективности закупок и состояния конкурентной среды на рынке госзаказа
«необходимость получения в результате закупок качественных товаров, работ и
услуг безусловно постулируется государством, но в гораздо меньшей степени
поддерживается нормативными и организационными мерами» и «рассматривается лишь
в ходе специализированных контрольных мероприятий».
В
результате исследователи получили матрицу из всех возможных сочетаний этих
факторов, среди которых выделили восемь наиболее распространенных комбинаций –
начиная с идеальной для эффективных закупок «эффективной, качественной,
конкурентной и некоррумпированной» и заканчивая худшим сочетанием
«неэффективной, некачественной, неконкурентной и коррумпированной». Изучив
наложение этой матрицы на этапы проведения закупок – подготовку и планирование,
организацию и проведение – и исполнение контрактов, исследователи выделили сто
модельных ситуаций, на которые, по их мнению, следует обращать внимание
регуляторам при антикоррупционном контроле и анализе эффективности конкретных
сделок и закупочной деятельности в целом. Эти модельные ситуации разработчики
оформили в виде карточек, лаконично описывающих поведение участников закупок,
которое должно привлекать внимание контролеров.
Впрочем,
авторы работы констатируют: не все варианты «недолжного поведения» обязательно
являются признаками криминала и коррупции. На процедуру, кроме того, существенно
влияют крайне усложненное законодательство, конкретные цели заказчика и условия,
в которых он находится.
Основные
выводы работы ВШЭ и ЦПУР заключаются в том, что усложнение закупочного
законодательства не создало препятствий для применения большинства давно
известных «недолжных» приемов. Более того, в отдельных случаях законодательство
подталкивает к их использованию и добросовестных заказчиков. При этом само
регулирование госзаказа и закупок госкомпаний является весьма сложным и
обременительным для заказчиков.
Среди
предложений аналитиков – распространение перечня худших практик, которых
следует избегать при планировании и проведении закупок и исполнении контрактов:
публичность в этом вопросе может предотвратить применение «общеизвестных серых
схем». Также авторы констатируют необходимость внедрения в Единую информационную
систему закупок аналитического блока, который позволит автоматически выявлять
общеизвестные сомнительные практики, и расширения функциональности содержащихся
в ЕИС данных и направлений мониторинга, который сейчас проводит Минфин России.
В
части законодательства исследователи отмечают необходимость развития механизмов
выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов.
Так,
в Законе № 223-ФЗ он даже не упоминается, а в Законе № 44-ФЗ определение «является
слишком узким и не в полной мере соответствует подходу, применяемому в
антикоррупционном законодательстве», нет и инструментария по систематическому
выявлению аффилированности и конфликта интересов. Также авторы доклада
поддерживают идеи автоматизации расчета и сопоставления цен на аналогичные
товары, ранее высказывавшиеся руководством ФАС России и Федерального
казначейства.