Антимонопольное
ведомство опубликовало промежуточные итоги реализации мероприятий Национального
плана развития конкуренции на 2018–2020 гг. и поручений, данных по итогам
Госсовета по развитию конкуренции, который состоялся 5 апреля 2018 г.
На
сегодняшний день в рамках реализации Нацплана по развитию конкуренции (утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») удалось
добиться присутствия практически во всех отраслях экономики минимум трех
хозсубъектов, не менее один из которых относится к частному бизнесу (за
исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций
оборонно-промышленного комплекса).
По
итогам 2018 г. количество нарушений антимонопольного законодательства со
стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления
сократилось на 14% – до 3725 нарушений по сравнению с данными за 2017 г.
По
предварительным данным Минфина России, доля контрактов в стоимостном выражении,
заключенных в рамках Закона № 44-ФЗ с субъектами МСП и социально
ориентированными НКО в 2018 г. составила 29,7% (при целевом показателе к 2020 г.
– 31%), что соответствует 2 трлн руб. В прошлом году эта цифра составляла 974,5
млрд руб. – 15,4%.
Доля
закупок в стоимостном выражении в рамках Закона № 223-ФЗ у субъектов малого и
среднего предпринимательства составила 2 трлн руб., или 12% (при целевом
показателе к 2020 г. – 18%) – 2 трлн руб.
В
соответствии с мероприятиями Нацплана утверждены правила недискриминационного
доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (Постановление Правительства РФ от
20.10.2017 № 1285), на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи (Постановление Правительства РФ от
22.12.2018 № 1640), вступили в силу поправки в Закон № 223-ФЗ, установившие
исчерпывающий перечень способов закупок услуг у субъектов МСП, а также формат
проведения закупки и требования к описанию закупаемых объектов.
Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018
№ 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации
госорганами системы антимонопольного комплаенса. На сегодняшний день систему
предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства внедрили в
своей работе 13 федеральных органов исполнительной власти.
Приказом
Минтруда Россииот
09.10.2018 № 625н утвержден
профессиональный стандарт «Специалист в сфере конкурентного права», а в
номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени,
Приказом Минобрнауки России включена специальность «Конкурентное право».
Сегодня
на рассмотрении в Правительстве РФ находятся законопроекты о реформировании
естественных монополий, об основах госрегулирования цен (тарифов), о
принудительном лицензировании и антимонопольном комплаенсе. Подготовлен и
прошел первое чтение в Госдуме законопроект о реорганизации унитарных предприятий.
В
рамках исполнения перечня поручений, данных по итогам Госсовета, все субъекты РФ
разработали и согласовали с ФАС России ключевые показатели развития конкуренции
в отраслях региональной экономики, достижение которых планируется к 2022 г. (Перечень поручений Президента РФ от
15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Госсовета 5 апреля 2018 г.).
Ведется
разработка «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции, включающих
системные мероприятия, нацеленные на совершенствование конкурентной среды в
регионе, а также мероприятия по достижению установленных регионом ключевых
показателей.
В
целях реализации указанных задач ФАС России разработала методику расчета
ключевых показателей (Приказ ФАС
России от 29.08.2018 № 1232/18).
Региональные
органы исполнительной власти завершают работу по внедрению системы
антимонопольного комплаенса.
ФАС России