Правительство
РФ внесло в Госдуму проект
федерального закона № 682010-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд“», предполагающий в том числе сокращение
сроков проведения процедур закупок для обеспечения государственных и
муниципальных нужд.
Проектом
в числе прочего предусмотрены:
- сокращение
срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения
принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым
способом с момента внесения изменений в план-график до одного дня, независимо
от случая осуществления закупки;
- повышение
ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращенным
сроком подачи заявок (семь дней) с 3 млн до 50 млн руб. (до 500 млн руб. при осуществлении
закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, сносу объекта капитального строительства).
Законопроект
устанавливает также условие о запрете
выплаты аванса при заключении контракта с участником закупки, предложившим цену
контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Предусмотрена
и возможность подачи ценовых предложений при проведении аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции,
капремонту, сносу объекта капстроительства исключительно
лицами, имеющими опыт выполнения строительных работ. Для этого оператор
электронной площадки обеспечит возможность подачи заявки на участие в
соответствующей закупке участнику исключительно при наличии в реестре
участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, и документов,
подтверждающих опыт такого участника по выполнению строительных работ.
Законопроект
также дополняет ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ новыми
основаниями для изменения существенных условий цены контракта, а именно:
- при
возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта по строительству,
реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, влекущих
невозможность его исполнения;
- при
неисполнении по вине подрядчика контракта по строительству, реконструкции, капремонту,
сносу объекта капстроительства в установленный срок может явиться основанием
для однократного изменения такого срока на срок, не превышающий срок исполнения
контракта, предусмотренного при его заключении, при условии уплаты подрядчиком
штрафных санкций;
- при
заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в
соответствии с п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи
с тем, что заключение нового контракта по этим основаниям с иным лицом невозможно
(например, при осуществлении закупки у субъекта естественной монополии) или
нецелесообразно ввиду риска недостижения цели эффективного расходования
бюджетных средств (например, при заключении контракта на лечение гражданина РФ
за пределами территории РФ, при осуществлении закупок юридических услуг в целях
обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и
арбитражах, а также в органах иностранных государств).
Законопроект предлагает наделить заказчика правом
заключения контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по
итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с
победителем такой закупки. Это позволит снизить временные затраты заказчика
в связи с необходимостью осуществления закупки товара, работы, услуги,
поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого
контракта.
В
целях устранения дублирования информации, включаемой в реестр контрактов в
соответствии со ст. 103 Закона № 44-ФЗ, законопроектом предлагается исключить составление заказчиком отчета об исполнении
контракта.
Предлагается
также наделить заказчика правом осуществлять закупки товаров, работ, услуг за
единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки при условии
невозможности определить объем товаров, работ, услуг на момент закупки.
Предполагается,
что новое регулирование вступит в силу уже с 1 июля 2019 г.
Также сообщается, что законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 11 апреля.
Кроме того, по итогам заседания Правительства РФ Минфину России с
участием Минтранса России и ФАС России при подготовке законопроекта к
рассмотрению Госдумой во втором чтении поручено дополнительно проработать
вопрос о категориях лиц, имеющих право обжаловать действия (бездействие) при
осуществлении закупочных процедур, и при необходимости представить соответствующие предложения.
Положения законопроекта комментирует Минфин России.
Журнал «Конкуренция и право»