ФАС России и Банк России в целях реализации «дорожной карты» по развитию конкуренции разработали рекомендации о порядке раскрытия информации о размере вознаграждения, взимаемого с потребителя при оказании услуг с использованием банкоматов и платежных терминалов. Документ утвержден совместным письмом ФАС России и Банка России от 29.03.2019 № АК/25611/19 и № ИН-06-52/29 и распространяется на организации, оказывающие платежные услуги. Речь идет о кредитных организациях, банковских платежных агентах и субагентах, платежных агентах при оказании ими потребителям соответствующих услуг с использованием банкоматов и (или) платежных терминалов.
Основанием для подготовки рекомендаций послужило поступление в антимонопольные органы информации о том, что в ряде случаев хозяйствующие субъекты пытаются получить преимущества при оказании платежных услуг гражданам с использованием платежных терминалов/банкоматов, предоставляя неточные или искаженные сведения об условиях оказываемых услуг.
Так, отдельные участники рынка представляют на дисплее платежного терминала/банкомата информацию о комиссии, взимаемой за совершение соответствующих операций, в крайне недоступной для нормального восприятия форме, используя в совокупности следующие психологические уловки:
- представляют на дисплее терминала информацию о наличии комиссии и ее размере только после нажатия на дополнительные кнопки;
- используют не бросающуюся в глаза цветовую гамму таких кнопок (например, серого и белого на белом фоне экрана терминала);
- представляют возможность получить информацию обо всех размерах комиссий в зависимости от суммы платежа только в несколько этапов нажатия нескольких аналогичных кнопок;
- представляют информацию о размерах комиссии в одном списке в разных выражениях – в рублях и процентах. В зависимости от суммы платежа в меньшем случае указывая сумму в рублях (например, комиссия при пополнении от 100 руб. до 500 руб. будет 25 руб., а при пополнении свыше 500 до 5 тыс. руб. будет 25%). Поскольку эти условия идут в одном списке, потребитель может должным образом не воспринять разницу в итоговой сумме комиссии.
«Все эти уловки можно расценивать как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», – отметила начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.
Разработанные рекомендации направлены на исключение использования подобных неконкурентных методов доведения информации до потребителей.
Например, внимание в данных рекомендациях акцентировано на необходимости раскрывать потребителю достоверную и полную информацию об условиях оказания услуг, в том числе о размере взимаемого вознаграждения, до момента начала внесения потребителем наличных денежных средств в банкомат / платежный терминал.
Кроме того, согласно документу, до момента начала внесения денежных средств потребители также должны быть ознакомлены с полной информацией о возможности или невозможности возврата в наличной форме внесенных в банкомат / платежный терминал денежных средств (в случае отказа от совершения операции или возврата излишне внесенной суммы денежных средств).
«Рекомендации послужат одной из мер предупредительного характера, а следование им будет способствовать повышению прозрачности деятельности поименованных в них хозяйствующих субъектов, формированию полного представления о предлагаемых ими платежных услугах, повышению доверия к ним и защите конкуренции на рынке оказания платежных услуг», – пояснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
ФАС России