На сайте Минфина России опубликованы результаты мониторинга применения Закона № 223-ФЗ в 2018 г. В отчете, в частности, содержатся: - обзор изменений законодательства в 2018 г.;
- данные о структуре заказчиков;
- анализ осуществления закупок (включая данные о размещении закупок, в том числе в разрезе способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), об осуществлении закупок с использованием электронных торговых площадок и др.);
- анализ заключенных договоров;
- сведения о закрытых закупках в электронной форме;
- основные итоги осуществления закупок;
- данные о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отдельный раздел документа посвящен сведениям об осуществлении контроля ФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В частности, за 2018 г. центральный аппарат ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели 7149 жалоб (меньше на 6% в сравнении с 2017 г.), из них обоснованными признаны 2617 жалоб (36% от общего количества рассмотренных жалоб), что на 9% меньше, чем в 2017 г. (3463 жалобы (45% от общего количества рассмотренных жалоб).
При этом в сравнении с предыдущим периодом жалоб, признанных необоснованными, стало на 11% больше (3957 в 2018 г. (55% от общего количества жалоб) и 3387 в 2017 г. (44% от общего количества жалоб).
Также в 2018 г. число жалоб, оставленных без рассмотрения, сократилось на 2% (575 (8%) против 771 (10%) в 2017 г.), а количество выданных предписаний – на 5% (2132 в 2018 г. и 2249 в 2017 г.).
Таким образом, несмотря на поправки, внесенные в Закон № 223-ФЗ в части изменения порядка обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, количество поступающих жалоб существенно не изменилось, при этом, учитывая позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018), которая впоследствии также нашла отражение в указанных поправках к Закону № 223-ФЗ, наблюдается увеличение количества жалоб, признаваемых ФАС России и ее территориальными органами необоснованными.
Как и в прошлом отчетном периоде, в центральном аппарате ФАС России обжалование участниками закупок действий (бездействия) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг чаще всего осуществлялось по следующим основаниям:
- установление заказчиком в закупочной документации ненадлежащих требований к участникам закупки (74%);
- неправомерный отказ в допуске участнику в закупочной процедуре (16%).
Также, по информации ФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, включено 306 реестровых записей в отношении 299 участников закупок, уклонившихся от заключения договора и поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.
Указанные показатели меньше аналогичных показателей 2017 г. на 22% (393) и 23% (389) соответственно.
Министерство уточняет, что приведенные данные будут уточнены на основании данных отчетности.
Журнал «Конкуренция и право»