Предложения,
как регулировать фармрынок, содержатся в техническом задании, подготовленном
подгруппой межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства
в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарств, сообщает
РБК. В группу входят представители профильных комитетов и всех думских фракций, а также Минздрава России
и Минпромторга России.
Как
пояснил глава группы заместитель руководителя фракции «Единая Россия» по
законотворческой деятельности Андрей Исаев, техническое задание – это план
работы подгруппы, который будет принят за основу. «В течение месяца на его
основании будет сформулирован график, в котором будут сформулированы конкретные
предложения по внесению изменений в законодательство», – сказал он.
По
словам Исаева, необходимость изменить законодательство возникла потому, что
торговые сети урегулированы, а аптечные нет. «В отношении них нет
антимонопольных ограничителей. Мы бы хотели дать определенный статус аптечным
сетям и возложить на них определенные обязательства», – пояснил он. По
сведениям депутата, со стороны производителей много жалоб на аптеки, например,
что они берут деньги за выкладку, навязывают маркетинговые акции, а потребители
жалуются, что идет навязывание дорогостоящих лекарств при наличии дешевых
аналогов.
Согласно
техзаданию, доли аптечных сетей должны быть ограничены 10% в пределах субъекта
РФ и 3% всего российского рынка. Исключение может быть сделано для
малочисленных муниципальных образований, отдаленных населенных пунктов, где
может быть одна аптека со 100-процентной долей рынка, которая «не вынесет
нагрузки дополнительного регулирования и по факту не может влиять на рыночные
условия».
В
целях «недопущения монополизации оптового звена» фармрынка предлагается ввести
ограничение для дистрибьюторов на уровне 5% от всего фармрынка или 15% на
уровне субъекта РФ.
По
мнению депутатов, также необходимо запретить коммерческие функции для аптечных
ассоциаций.
Предлагается
проработать вопрос об обязанности аптечных сетей создавать точки в «коммерчески
непривлекательных населенных пунктах в рамках их социальной ответственности».
Может
быть установлен запрет на создание дискриминационных условий для доступа
лекарственных препаратов в аптечную сеть (аптеку) по аналогии с торговыми
сетями.
Ограничения
могут коснуться и маркетинговых сборов с производителей.
Основная
цель, которую преследуют депутаты, – довести к 2021 г. долю российских лекарств
в общем объеме продаж в денежном выражении не менее чем до 50%, к 2030-му – не
менее чем до 65%. Такие целевые показатели группа предлагает закрепить в
госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности».
Депутаты,
в частности, предлагают сформировать перечень лекарств российского производства
по каждому международному непатентованному наименованию, наличие которых в
аптеках обязательно.
Аптеки
должны отдать не менее 50% площади витрин под российские препараты и лекарства
низкого ценового сегмента.
В
аптеках должно быть не менее трех препаратов российского производства на каждый
препарат иностранного производства в рамках международного непатентованного
наименования.
Должен
быть введен заявительный порядок регистрации цен на лекарственные препараты,
входящие в перечень ЖНВЛП низшего ценового сегмента (до 50–100 руб.) «во
избежание вымывания наиболее доступных по цене лекарственных препаратов».
Необходимо
рассмотреть возможность вменения обязанности аптечным сетям создавать аптеки с
производственными отделами «в рамках их социальной ответственности».
Читайте также: «Для супермаркетов разработают перечень разрешенных к продаже лекарств».