21
марта 2019 г. состоялось заседание Экспертного совета в сфере гособоронзаказа
при ФАС России. Заместитель руководителя ФАС России Даниил Фесюк ознакомил
участников мероприятия с положениями проекта доклада по совершенствованию
практики применения законодательства в области гособоронзаказа по итогам 2018 г.,
который будет представлен в Правительство РФ. Он отметил, что на основании
такого же доклада ведомства за 2017 г. был сформирован план-график конкретных
действий, утвержденный заместителем Председателя Правительства РФ Юрием
Борисовым.
Даниил
Фесюк отметил, что институт предупреждения актуален не только в антимонопольном
законодательстве, но и в гособоронзаказе. В связи с этим ФАС России считает
возможным внедрить механизм предупреждения в отношении исполнителей,
уклоняющихся от заключения или исполнения контракта.
Среди
новых задач, выявленных по результатам государственного контроля за 2018 г.,
Даниил Фесюк выделил повышение эффективности осуществляемых в рамках ГОЗ
закупок в условиях действующих санкций со стороны иностранных государств, а
также совершенствование механизмов контрольно-надзорной деятельности.
«Еще
одной особенностью планирования оборонного заказа в 2018 году стало применение
механизма определения прогнозных цен, которое в последнее время все больше
набирает обороты. Получение ФАС России 297 протоколов согласования прогнозных
цен – один из эффектов применения этого механизма, – пояснил спикер. – Сейчас
для нас самое главное – оценить, насколько эти протоколы были использованы
заказчиками непосредственно при заключении контрактов текущего года».
Заместитель
руководителя ФАС России также отметил тенденцию по увеличению количества
заданий, размещенных у единственных поставщиков. При этом многие из заказчиков
заявляют, что у них недостаточно механизмов для своевременного получения расчетно-калькуляционного
материала, что замедляет процедуру размещения государственного оборонного
заказа. В настоящий момент для исполнителей, таким образом затягивающих или
уклоняющихся от заключения контракта по гособоронзаказу, предусмотрен штраф (ст.
14.55 КоАП РФ). Именно поэтому в целях оперативного разрешения ситуации ФАС
России считает целесообразным использовать механизм предупреждения, который
успешно применяется в антимонопольном законодательстве.
В
рамках доклада Даниил Фесюк также сообщил о поступивших от Минобороны России и
Минпромторга России предложениях по внесению изменений в основания для
пересмотра цены контракта по ГОЗ и предложил экспертам проанализировать и
оценить их.
Эксперты
также обсудили текущее состояние нормативного правового обеспечения
деятельности военных представительств Минобороны России в части контроля
поставок продукции по ГОЗ, регулирование ценообразования в области
военно-технического сотрудничества, а также внесение изменений в
государственные контракты и контракты в части увеличения размера ставки НДС с
18 до 20%.
С
докладом об информационных ресурсах, возможных к использованию участниками
межведомственного взаимодействия по обеспечению контроля в сфере ГОЗ выступила
начальник отдела казначейского сопровождения средств, предоставляемых в рамках
ГОЗ, Федерального казначейства Елена
Гнып.
ФАС России