ФАС
России подготовила объемный блок предложений по совершенствованию
законодательства о закупках, передает
«Коммерсантъ». Он затрагивает как процедурные, так и концептуальные вопросы
регулирования госзаказа.
В
первом блоке служба предлагает исключить избыточно сложные процедуры (конкурс с
ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и впоследствии,
вероятно, запрос котировок) и сосредоточиться на совершенствовании наиболее
распространенных – электронного конкурса и аукциона, а также «малых закупок».
Кроме того, предложено ввести право заказчика заключить контракт с единственным
поставщиком на условиях документации о торгах, что позволит избежать
«бесконечного» цикла процедур в случае признания торгов несостоявшимися.
Концептуальная часть, как и в предложениях
Федерального казначейства, опирается на цифровизацию сектора и предполагает
развитие каталога товаров, работ и услуг в качестве ключевого инструмента
работы между заказчиками и участниками закупок. Предлагается коренным образом
пересмотреть и экономические отношения между заказчиками и участниками закупок
при проведении конкурентных процедур.
Так,
ФАС России предлагает увеличить потолок начальной цены «коротких» аукционов с 3
млн до 50 млн руб., а также поднять до 500 тыс. руб. потолок «малых» закупок в
агрегаторах по торговым маркам (сейчас 100–400 тыс. руб.) и как минимум до 20
млн руб. – по закупкам в агрегаторах по группе товаров без указания торговой
марки. Также служба предлагает исключить заранее определенный круг участников
на электронных аукционах для невозможности сговоров на торгах и упростить
подачу заявок участников путем направления с их стороны только «согласия» на
условия контракта без заполнения огромных и запутанных заявок. Для средних и
крупных торгов ФАС России предлагает реализовать репутационную предквалификацию
– учитывать, причем автоматически, прежние контракты меньшей стоимости в
качестве допуска к таким торгам. «Было бы правильно, чтобы размер обеспечения
заявки и контракта зависел от рейтинга поставщика, – говорит замглавы ФАС России
Михаил Евраев. – Хорошая репутация должна быть бизнес-активом, которым
поставщик будет дорожить».
Среди
технических новинок, которые несложно реализовать в ЕИС, в ФАС России перечисляют
необходимость осуществления претензионной переписки между заказчиками и
поставщиками в ЕИС, что сделает ее прозрачной для контролирующих и судебных
органов. Кроме того, предлагается ввести возможность дистанционного участия при
рассмотрении жалоб – сейчас ради рассмотрения крупной жалобы заказчикам и
представителям компаний из Владивостока приходится лететь в Москву, говорит
чиновник. Также служба предлагает ввести пошлины при признании жалобы
необоснованной, это в определенной степени оградило бы заказчиков от
«профессиональных жалобщиков», отмечает господин Евраев: из 64 тыс. жалоб в ФАС
России, рассмотренных в 2018 г., 36 тыс. признаны необоснованными.
Готова
ФАС России вступиться и за поставщиков, которые в последние годы все чаще
попадают в реестр недобросовестных из-за того, что заказчики получили
возможность произвольного расторжения контракта. «При этом исполнитель
автоматически теряет контракт и обеспечение по нему (до 30% от его стоимости)
вне зависимости от добросовестности исполнения им контракта и вынужден полтора
года отстаивать в судах свою репутацию и потерянные деньги», – говорит замглавы
ФАС России. Служба предлагает предоставить поставщику право обжаловать такое
решение заказчика и готова пойти на сокращение в два раза сроков рассмотрения
подобных вопросов, увязав вступление в силу решения заказчика об одностороннем
расторжении контракта с результатом рассмотрения жалобы по аналогии с
рассмотрением жалоб участников на торги.
«ФАС
планирует выработать общую позицию по данным вопросам с Минфином и Федеральным
казначейством», – говорит господин Евраев.
Читайте также: