На
сайте антимонопольного ведомства опубликовано письмо от 12.03.2019 № ИА/18794/19 «По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок
в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». В нем
дается разъяснение относительно рассмотрения таких обращений в случае
одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В
документе ФАС России напоминает, что ч. 8, 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено
право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям,
предусмотренным гражданским законодательством РФ. При этом принятие решения допускается
исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Подтверждают
причины одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, например, заключения
экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием
поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы,
решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и
другие документы, фиксирующие факты неисполнения / ненадлежащего исполнения
обязательств по контракту.
При
рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике
(подрядчике, исполнителе) в РНП в связи с принятием заказчиком решения об
одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе
представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих
обязательств по контракту.
Контрольный
орган в сфере закупок в каждом конкретном случае принимает решение, исходя из
всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком документов и
доказательств.
ФАС
России отмечает также, что при отсутствии основания для расторжения контракта сведения
о поставщике не подлежат включению в РНП, а действия заказчика, принявшего
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений ч.
8, 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, содержат признаки состава административного
правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В таких
случаях материалы дела направляются в органы внутреннего государственного
(муниципального) финансового контроля для проверки действий заказчика по
исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об
одностороннем отказе от исполнения контракта.
В
документе ФАС России также приводится схема рассмотрения типовых ситуаций о
включении сведений об участниках закупок в РНП в связи с принятием заказчиком
решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Журнал «Конкуренция и право»