Перевод
всех госзакупок в электронную форму в 2019 г. дает возможность заняться
развитием конкуренции в госзаказе: Федеральное казначейство предлагает
совместить упрощение системы госзакупок, которое Минфин России обсуждает в
последний месяц, с привлечением в эту сферу большего количества юрлиц. Об этом пишет «Коммерсантъ». В
конечном итоге это позволит увеличить количество предложений поставок на одну
закупку и снизить финальные цены.
По
данным, которые представила на коллегии Федерального казначейства курирующая
единую информационную систему (ЕИС) и казначейский контроль в сфере закупок
заместитель главы ведомства Анна Катамадзе, «цифровизация» этой сферы привела к
росту активности в системе со 140 млн до 220 млн трансакций в сутки, а число ее
активных пользователей выросло за 2018 г. на 20%, до 2,4 млн.
По
словам госпожи Катамадзе, в первую очередь следует замкнуть периметр
электронного документооборота в госзаказе – ввести единый план закупок,
электронный акт исполнения контракта, запустить структурированный электронный
контракт – и полностью автоматизировать учет контрактных, бюджетных и денежных
обязательств в системе. Это, как и автоматизацию запроса цен через реестр
участников закупок (что даст широкую базу для расчета начальной цены
контрактов), Федеральное казначейство планирует сделать уже в 2019 г.
В
перспективе же 2020–2022 гг. Федеральному казначейству предстоит решить
проблему клиринга между заказчиками, поставщиками, ЭТП и банками, ведущими
спецсчета для обеспечения исполнения заявок, в многомерной системе, в которой
сейчас нет центрального контрагента. Также предлагается сократить число
закупочных процедур (наиболее востребованы из них электронные конкурс и
аукцион, к которым можно свести остальные), но ввести новую – закупки через
интеграцию каталога госзакупок с крупными участниками электронной торговли. Это
увеличит конкуренцию и наполнит каталог данными о реальных ценах и товарах.
Модель
предусматривает и изменение роли торговых площадок в системе. «Переход от
привлечения ЭТП обеспечения заявок к плате за закупку привело к тому, что
площадки не заинтересованы в расширении списка поставщиков. Надо сделать так,
чтобы они конкурировали между собой за счет расширения этого перечня –
например, предоставляя участникам „виртуальную полку“ для товара и складские,
логистические и прочие сервисы. Это вызовет рост конкуренции и, соответственно,
экономию на госзаказе», – говорит заместитель главы Федерального казначейства.
Предложения
казначейства – пока одни из наиболее проработанных в дискуссии об упрощении
системы госзакупок. Они сходятся с идеями ФАС России, подтвердил заместитель
главы службы Михаил Евраев (ФАС России также предлагает погрузить в ЕИС работу
с жалобами и разбирательства заказчиков с исполнителями).
Читайте также: