Челябинское УФАС России установило, что ООО
«Строительная компания», ООО «Гравитон» и ООО «Теплогаз»
заключили антиконкурентное соглашение при участии в 16 аукционах по
строительству, ремонту и замене тепловых и газовых сетей в 2016–2017 гг.
Начальная
цена контрактов составила более 63 млн руб. Заказчиками закупок являются администрации
Миасского, Чебаркульского и Карабашского городских округов.
Цель
заключения соглашения – имитация на торгах конкурентной борьбы и заключение
контрактов по максимальной цене. При этом ООО «Строительная компания» и ООО
«Гравитон» заранее договаривались о том, кто станет победителем. ООО «Теплогаз»
выполняло роль номинального участника, усиливающего разыгрываемую двумя
участниками картеля псевдоконкуренцию на торгах.
Участники
сговора применяли несколько антиконкурентных схем. При отсутствии на торгах
иных добросовестных участников заявку подавал только один из хозсубъектов,
фактически снижая начальную цену на 0,5%, второй участник бездействовал либо
также минимально снижал цену.
При
участии в закупках других компаний заранее определенные участники картеля
намеренно занижали начальную цену контрактов, зная о последующем отклонении
своих заявок по причине их несоответствия требованиям аукционной документации.
Такая стратегия была направлена на устранение иных компаний из борьбы в связи с
отсутствием экономического интереса дальнейшего участия в аукционах и, как и
при применении первой антиконкурентной схемы, заключения контракта ООО
«Строительная компания» или ООО «Гравитон» по наиболее высокой цене.
По
словам руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой, указанная
информация была получена в рамках взаимодействия управления и ГУ МВД России по
Челябинской области. Кроме того, один из хозсубъектов добровольно сознался в участии
в сговоре и представил службе информацию, подтверждающую нарушение
антимонопольного законодательства.
По
результатам рассмотрения дела ООО «Строительная компания», ООО «Гравитон» и ООО
«Теплогаз» признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Действующее
законодательство предусматривает освобождение от административной ответственности
юридического лица, первым сообщившего о своем участии в антиконкурентном
соглашении. Однако данное условие не распространяется на юридическое лицо,
являющееся организатором картеля. Челябинское УФАС России изучит эти
обстоятельства в рамках готовящихся к возбуждению дел об административных
правонарушениях. За участие в картеле законодательством установлены штрафы от
одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов.
Заключение
и участие в антиконкурентном соглашении привело к извлечению компаниями
крупного дохода в размере более 50 млн руб., поэтому антимонопольное ведомство
готовит материалы дела для передачи в правоохранительные органы с целью
изучения указанных действий на наличие признаков уголовного преступления.
Челябинское УФАС России