ФАС
России взяла на особый контроль цены на ТВ-приставки и совместно с
территориальными органами во исполнение поручения Правительства РФ проводит
мониторинг цен по всей территории страны.
Напомним,
отключение аналогового телевизионного вещания в течение первого полугодия 2019
г. запланировано в три этапа: 11 февраля, 15 апреля и 3 июня 2019 г. Пилотным
проектом была Тверская область, где отключение аналогового вещания произошло 3
декабря 2018 г.
В
начале декабря 2018 г. сразу после запуска пилотного проекта в рамках
проводимых проверок в федеральных сетевых магазинах был выявлен рост цен на
отдельные модели ТВ-приставок, однако объективных причин для этого не было.
Также в декабре 2018 г. в федеральных сетевых магазинах сократился сегмент
приставок стоимостью менее 1 тыс. руб.
В
действиях сетевых магазинов ФАС России усмотрела признаки нарушения п. 1 ч. 1
ст. 10 Закона о защите конкуренции путем необоснованного завышения розничных
цен на ТВ-приставки. В отношении ООО «ДНС Ритейл», ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо»,
НАО «Юлмарт» были возбуждены дела.
ФАС
России продолжает мониторинг ситуации. 11 февраля 2019 г. отключено аналоговое
телевещание на территориях семи субъектов Российской Федерации: Магаданская, Пензенская,
Рязанская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Чеченская Республика
(первая очередь). Сотрудники центрального аппарата и территориальных управлений
ФАС России провели проверки наличия цифровых приставок и цен на них.
«С
января 2019 года ситуация с ценами и структурой продаж заметно улучшилась по
сравнению с декабрем 2018 года. Цены на некоторые модели приставок в
федеральных сетях были существенно снижены (от 5 до 50%, в среднем на 25%) либо
остались неизменными по отношению декабрю 2018 года. При этом ассортимент
цифровых приставок постоянно обновляется и расширяется. В январе 2019 года за
счет снижения цен и расширения ассортимента существенно возрос объем продаж
федеральными сетями приставок в ценовом сегменте до 1000 рублей», – привел
данные заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
«Позитивную
стабилизирующую роль для рынка играет наращивание объемов продаж Почтой России,
которая начала реализацию пользовательского оборудования на территориях первой очереди
с января 2019 года. В январе на этих территориях предприятием было реализовано
195 штук, а по оперативным данным Минкомсвязи России до 20 февраля уже
реализовано 10 735 штук. При этом цена реализации цифровых приставок ФГУП „Почта
России“ на территориях первой очереди установлена единая и составляет 990 руб.
Такая цена по заключению ФАС признана экономически обоснованной», – продолжил
заместитель руководителя ФАС России.
Также
постоянно проводимый ФАС России мониторинг продаж показывает, что основная доля
реализации цифровых приставок приходится на федеральные торговые сети (более
80%). На региональные магазины соответственно около 20%. С июня по декабрь 2018
г. на всей территории РФ федеральными сетями (МВидео, Эльдорадо, ДНС Ритейл) реализовано
порядка 850 тыс. штук, региональными магазинами – около 130 тыс. штук, за
январь 2019 г. федеральные магазины реализовали 175 тыс. штук, региональные –
10 тыс. штук.
Продажи
цифровых приставок начинают нарастать за два месяца и достигают максимума в
месяц перехода на цифровое вещание. По данным мониторинга ФАС России, на
территориях первой очереди в декабре 2018 г. объем продаж вырос в три раза по
сравнению со средним уровнем продаж за полгода 2018 г., в январе 2019 г.
продажи сохранились на уровне декабря 2018 г. По оперативным данным штаба при
Минкомсвязи России, продажи на территориях первой очереди в феврале 2019 г.
выросли в четыре раза по отношению к январю.
«ФАС
России считает, что принимаемые меры по контролю цен на цифровые приставки
стабилизировали ситуацию на рынке как в пилотных регионах, так и по стране в
целом. В настоящее время идет подготовка к отключению аналогового вещания на 20
территориях Российской Федерации (вторая очередь отключения). Все необходимые
предпосылки для обеспечения устойчивости на рынке имеются», – подвел итог
Анатолий Голомолзин.
ФАС России