Законопроект
о реорганизации государственных и муниципальных предприятиях, разработанный ФАС
России, проходит публичные обсуждения на различных площадках. Напомним, в декабре 2018 г. он был принят Госдумой
в первом чтении. 27 февраля 2019 г. документ прошел слушания в Общественной
палате.
«Унитарные
предприятия зачастую убыточны, так как если они покажут прибыль, то
финансирование из государственного бюджета они не получат. Таким образом, для
них отсутствует стимул быть эффективными», – отметил заместитель руководителя
ФАС России Сергей Пузыревский.
После
того как Правительство РФ поручило провести инвентаризацию имущества таких
предприятий, антимонопольная служба установила, что многие органы власти –
собственники ГУПов и МУПов – не владеют полной информацией о переданном им
имуществе. Такая ситуация приводит к отсутствию учета госимущества и, как
следствие, к неполному поступлению в бюджет средств от его использования.
Еще
один отрицательный фактор – законодательные ограничения в управлении унитарными
предприятиями: контроль за их хозяйственной деятельностью со стороны
собственника возможен в меньшей степени, чем в акционерном обществе или
бюджетном учреждении.
Затем
замглавы ФАС России рассказал о ходе подготовки законопроекта ко второму чтению
в Госдуме. В частности, обсуждается вопрос о продлении переходного периода
реформирования унитарных предприятий с 2021 г. на 1 января 2023 г. и сохранение
возможности осуществления их деятельности на рынках, где отсутствует
конкуренция.
«Принятие
проекта федерального закона позволит решить одну из задач создания равных
условий деятельности хозяйствующих субъектов на конкурентных рынках –
предупреждение монополизации таких рынков, а в комплексе с иными мероприятиями
утвержденного Президентом Российской Федерации Национального плана развития
конкуренции на 2018–2020 годы, – обеспечить условия роста экономики», –
заключил Сергей Пузыревский.
ФАС России