18 февраля 2019 г. в Москве состоялась IV конференция
«Особенности взаимодействия Государственной компании „Автодор“ с субъектами
малого и среднего предпринимательства». В рамках экспертной дискуссии заместитель
начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Вероника
Трутнева рассказала о правоприменительной практике в сфере развития среднего и
малого предпринимательства.
Спикер напомнила, что поддержка субъектов МСП – одна
из целей Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг.: «В
числе основных целей Нацплана установлена интенсификация закупок у субъектов
малого и среднего предпринимательства, а также максимизация объема прямых
закупок у таких субъектов».
Вероника Трутнева выделила несколько решений, которые
предлагает антимонопольная служба для развития недискриминационного доступа к
закупкам у отдельных видов юридических лиц.
Так, ФАС России предлагает установить случаи заключения
договоров с единственными поставщиками в Законе № 223-ФЗ.
«Это решение обусловлено прежде всего тем, что из-за
отсутствия регламентации случаев закупки у единственного поставщика создаются
предпосылки для преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов,
– говорит Вероника Трутнева. – Поэтому мы видим целесообразность во внесении
соответствующей поправки в Закон о закупках. Также мы видим целесообразность
установить единые требования к участникам закупки, чтобы минимизировать
излишние требования, которые заказчик порой устанавливает к участникам закупки».
Еще одно изменение, в котором нуждается действующее
законодательство, – формирование требования к составу заявки.
«В настоящий момент Министерство финансов инициировало
законопроект по созданию состава заявки для участников субъектов СМП, который
поддержала ФАС России. – рассказывает Вероника Трутнева. – Он подразумевает
закрепление в Законе № 223-ФЗ отчетливых и понятных требований к составу заявки.
На наш взгляд, это позволит минимизировать избыточность и произвольность тех
требований, которые устанавливаются сегодня заказчиком, а также упростит
понимание закупочных процедур, которые происходят сейчас для субъектов малого и
среднего предпринимательства».
Также ФАС России инициировала ряд поправок в КоАП РФ,
которые подразумевают введение ответственности за нарушение Закона № 223-ФЗ.
«Например, широкий резонанс вызывает проблема
просрочки оплаты по договорам, в особенности когда идет речь об укороченном
сроке оплаты для субъектов СМП, – констатирует представитель ФАС России. –
Порой просрочка платежа со стороны заказчика вызывает негативное отношение
бизнеса к договорам, которые заключаются на госзакупках. Поэтому новыми
поправками в КоАП мы предусмотрели соответствующую ответственность заказчика за
просрочку платежа».
Говоря о правоприменительной практике для субъектов
СМП, Вероника Трутнева выделила несколько ключевых нарушений Закона № 223-ФЗ, с
которыми наиболее часто сталкивается Комиссия ФАС России после вступления в
силу недавних поправок в законодательство:
- неустановление в закупочной документации требований о
наличии у участника закупки статуса СМП;
- неправомерное установление в закупочной документации
размера обеспечения заявок для закупок, проводимых исключительно для СМП;
- неправомерное сокращение сроков подачи заявок для
участия в закупке, участниками которой являются субъекты СМП;
- нарушения сроков заключения договоров по результатам
торгов.
Спикер также отметила, что «в настоящий момент мы
находимся на стадии апробации тех норм, которые были недавно введены поправками
в действующее законодательство. Мы надеемся, что в итоге будет соблюден баланс
интересов как заказчиков, так и субъектов СМП, которые принимают участие в этих
закупках».
ФАС России
Читайте также: