Постановлением Арбитражного
суда Уральского округа от 30.01.2019 № Ф09-8424/18 по делу № А50-12267/2018 признано незаконным предупреждение антимонопольного органа за нарушение запрета на продажу табачных изделий вблизи образовательных учреждений по признакам нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
ООО «Альфа Пермь» оспаривало предупреждение Пермского УФАС
России, выданное по признакам нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции (в
нарушение Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан
от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» в магазинах компании
осуществлялась реализация табачной продукции на расстоянии менее 100 м от
учреждений, оказывающих образовательные услуги). По мнению УФАС, это является
формой проявления недобросовестной конкуренции по отношении к иным
хозяйствующим субъектам, также осуществляющим на территории региона
деятельность по розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, и
табачными изделиями в специализированных магазинах.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об
отсутствии оснований для признания оспариваемого предупреждения
недействительным. УФАС, установив наличие в действиях «Альфа Пермь» признаков
нарушения ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, правомерно в соответствии со
ст. 39.1 Закона выдало предупреждение о прекращения нарушения антимонопольного
законодательства.
Кассация отменила судебные акты нижестоящих инстанций и
пришла к следующим выводам:
- при выдаче предупреждения, содержащего властное требование
госоргана о необходимости прекращения недобросовестной конкуренции,
антимонопольный орган должен доказать (ст. 65 АПК РФ), в чем состоят признаки
не только недобросовестного, с нарушением норм действующего законодательства,
поведения, но и недобросовестной конкуренции;
- УФАС в данном деле не доказало, что торговля табачными
изделиями на расстоянии менее чем 100 м от образовательного учреждения с нарушением
запрета, установленного п. 2 ч. 7 ст. 19 Закона № 15-ФЗ, имеет признаки
нарушения законодательства о конкуренции;
- в компетенцию антимонопольного органа не входит государственное
реагирование на нарушения в сфере охраны здоровья населения от воздействия
табачного дыма;
- вынесение предупреждения нарушило права и экономические
интересы компании, поскольку неполномочным органом ему вменено нарушение,
которое оно не совершало (нарушение антимонопольного законодательства), с
обязанием перечислить в бюджет денежную сумму.
Аналогичные выводы по схожим обстоятельствам дела сделаны в Постановлении
Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2019 № Ф09-9405/18 по делу №
А76-12197/2018.
Вместе с тем суды продолжают признавать законными
предупреждения антимонопольного органа за нарушение запрета на продажу табачных
изделий вблизи образовательных учреждений по признакам нарушения ст. 14.8
Закона о защите конкуренции. См.: постановления Семнадцатого
арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 № 17АП-17853/2018-АК по делу №
А60-39720/2018; Второго
арбитражного апелляционного суда от 11.01.2019 по делу № А82-14091/2018; Арбитражный суд г. Москвы признал
законным предупреждение УФАС.
Журнал «Конкуренция и право»