Счетная
палата РФ опубликовала результаты анализа закупок товаров, работ, услуг, осуществленных у единственных
поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые определены постановлением или
распоряжением Правительства РФ за 2015–2017 гг. и истекший период 2018 г.
В
частности, отмечается, что в последние годы число таких закупок растет. Так, в
2016 г. количество правительственных актов о выборе единственного поставщика
выросло на 20,5%, в 2017 г. – на 37,7%. Всего в 2015–2018 гг. издано 218 таких
актов. На их основании заключено более 12 тыс. контрактов на 1 трлн руб. Это
как минимум 16% от общего объема контрактов с единственным поставщиком.
При
этом в основном закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где
есть развитый конкурентный рынок: строительство, научные исследования и
разработки, поставки лекарственных препаратов, автотранспортных средств и
нефтепродуктов, телекоммуникационные услуги. «Конечно, совсем обойтись без
закупок у единственных поставщиков нельзя. Но злоупотребление этой
возможностью, особенно там, где есть развитый конкурентный рынок, не только не
способствует эффективному расходованию бюджетных средств, но и негативно влияет
на развитие конкуренции, ограничивает возможность экономического роста
хозяйствующих субъектов», – отметил аудитор Счетной палаты РФ Максим
Рохмистров.
Счетная
палата РФ подчеркивает, что механизм подготовки актов Правительства РФ об
определении единственного поставщика недостаточно прозрачен. В частности, нет
установленного порядка их подготовки, недостаточно определена процедура
согласования. В
результате в ряде случаев в качестве единственного поставщика привлекаются
организации с признаками финансовой неустойчивости.
По
оценке Счетной палаты РФ, не всегда обоснованно определяется цена контракта.
Методические рекомендации по определению цены контракта носят необязательный
характер, их несоблюдение не влечет ответственности. Кроме того, никто не
контролирует соответствие финансово-экономического обоснования и цены, по
которой заключают контракт.
Кроме
того, получив от государства преференции в виде акта Правительства РФ,
некоторые подрядчики не спешат исполнять обязательства по контрактам
самостоятельно, а передают значительную их часть на субподряд, фактически
выступая в роли посредника.
Всего
в 2015–2018 гг. Счетная палата выявила 388 фактов нарушений на сумму 8,1 млрд
руб. при проведении закупок у единственных поставщиков, определенных актами
Правительства РФ. Эти нарушения были допущены в том числе при обосновании цены
контракта.
«Хочу
подчеркнуть, что указанные нарушения установлены в ходе проверок закупок,
осуществленных на основании только 26 актов Правительства, что составляет
немногим больше 10% от их общего количества», – отметил Максим Рохмистров.