8
февраля 2019 г. в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая
конференция «Антимонопольное регулирование коллективного поведения
хозяйствующих субъектов на товарных рынках».
Открывая
дискуссию, заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский остановился на трех тенденциях современного
антимонопольного регулирования: оценке товарных рынков в реалиях цифровой
экономики, распространении норм антимонопольного регулирования на результаты
интеллектуальной деятельности и противодействии картелям в условиях
цифровизации.
«Еще
в XIX веке Натан Ротшильд сказал: „Кто владеет
информацией, тот владеет миром“. Спустя 200 лет смысл фразы стал только
актуальнее. Сегодня доступ к большим базам данным позволяет контролировать
товарные рынки и наделяет компании, работающие в цифровых сферах, рыночной
властью на них. Цифровые платформы получили огромную власть и фактически выпали
из антимонопольного регулирования. Разрешить сложившуюся ситуацию позволит пятый
антимонопольный пакет, недавно внесенный на рассмотрение в Правительство РФ.
Отдельно нами обсуждаются поправки, касающиеся отмены иммунитетов для
интеллектуальной собственности и ужесточения ответственности за картельные
соглашения», – уточнил замглавы ФАС России.
Начальник
Правового управления ФАС России Артем
Молчанов обратил внимание участников конференции на понятийный аппарат
антимонопольного законодательства. Сегодня в Законе о защите конкуренции
монополистическая деятельность разделяется на индивидуальную и коллективную,
есть разграничения между соглашением и согласованными действиями.
«Понятия
„соглашение“, „согласованные действия“, „картель“ как вид „соглашения“ четко
определены в законодательстве и не требуют дополнительных разъяснений. Картель
– не что иное, как соглашение и погружен в определение „соглашение“», –
подчеркнул он.
Заместитель
начальника Правового управления ФАС России Константин
Алешин представил доклад о феномене мнимой конкуренции как форме
коллективного ограничения конкуренции.
«Мнимая
конкуренция – это действия хозсубъектов, направленные на ограничение
конкуренции, но не путем нарушения „традиционных“ запретов, а через создание
видимости конкуренции. Таким образом компании ограждают себя от
антимонопольного контроля и создают барьеры входа на рынок для потенциальных
конкурентов», – сообщил он.
Мнимая
конкуренция может существовать как разновидность введения в заблуждение
потенциального участника рынка с целью недопущения конкуренции на этом рынке и
рассматриваться антимонопольным органом как форма монополистической
деятельности.
Об
экономическом анализе обстоятельств и состоянии конкуренции по делам о картелях
рассказал заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков. С точки зрения
экономических методов выявления и специфики доказывания картели можно разделить
на две большие группы: картели на товарных рынках и картели на торгах. Он
отметил, что для предварительного скрининга товарного рынка на предмет
возможности формирования картеля на товарном рынке можно использовать 15
типичных признаков: количество продавцов, количество покупателей, барьеры входа
на рынок, скачок доходов и др.
При
этом внешние признаки не гарантируют наличие картеля. Это только сигнал для
работы антимонопольных органов. Должны быть тщательно исследованы и установлены
причины поведения компаний.
«В
основу вывода о нарушении антимонопольного законодательства должны быть
положены прямые доказательства либо достаточная совокупность косвенных
доказательств, среди которых могут быть и данные, полученные методами
экономического, математического или статистического анализа», – заключил
Мухамед Хамуков.
Заведующий
кафедрой коммерческого права СПбГУ, главный редактор журнала «Конкурентное
право» Владимир Попондопуло выразил
мнение о свободе предпринимательства и сопряжении антимонопольного
законодательства, а доцент кафедры коммерческого права СПбГУ Дмитрий Петров представил обзор
практики саморегулирования как основы коллективного поведения хозсубъектов на
товарных рынках.
ФАС России
Читайте также: