Выступая с докладом на сессии «Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровой трансформации» в рамках X Гайдаровского форума, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин рассказал о проблемах конкуренции на цифровых рынках, а также остановился на активизации процессов, связанных с цифровой трансформацией и роли в ней человека. «Развитие Интернета, больших данных, компьютерных алгоритмов, искусственного интеллекта, самообучающихся роботов и других сфер цифровой экономики способствуют улучшению жизни. Вместе с тем в экономике появляются игроки с рыночной властью, основанной на применении алгоритмов, больших данных, большой аналитике, использовании прав интеллектуальной собственности, повсеместном использовании на этой основе технологий целевого маркетинга, не только изучая, но и формируя предпочтения у потребителей», – заметил Анатолий Голомолзин.
«Последствия цифровой трансформации в экономике значительны, здесь не обойтись символическими изменениями в законодательстве и практике его применения. Нужно соизмерять риски и выгоды цифровой экономики для конкуренции и общественного благосостояния. Рисками нужно управлять, а выгоды нужно умножать. Оценивать новую ситуацию на рынках нужно, опираясь на базовые постулаты, а также учитывать, что динамичный характер изменений стал основной характеристикой рынков», – продолжил спикер.
Он отметил, что одним из ключевых постулатов является то, что в основе экономических отношений стоит человек и группы людей с их интересами, а не простой оборот товара. И здесь необходимо учитывать, что клиповое мышление в той или иной степени стало присуще всем людям с цифровым образом жизни.
«Конкурируя за наше внимание, соцсети и сервисы часто побеждают более традиционные средства информации. Тем более что они специально запрограммированы на это, в их интерфейсе есть множество ловушек внимания: от ярких уведомлений до всплывающих окон. В результате человеческий мозг приспосабливается считывать информацию очень быстро, но не особо углубляясь. Сам процесс систематического познания становится менее интересен.
Поэтому должна измениться роль потребителей – от молчаливого согласия на участие в „массовке“ big data они должны стать активной стороной на рынках услуг в цифровой экономике. Иначе цифровые гиганты или отдельные страны – „законодатели мод“ будут продолжать двигаться за пределы „обработки данных“ к „обработке реальности“, что может ставить под угрозу соблюдение фундаментальных прав и свобод. Соответственно, требуется формулирование в явном виде базовых ценностных установок экономического развития в новых условиях», – уточнил замглавы антимонопольного ведомства.
По его словам, в ряду характеристик новой ситуации – тенденция появления на рынке таких отношений, как «человек – машина» и «машина – машина».
«Сейчас в повестке дня обсуждение вопроса о так называемом праве машин, кем будет машина (робот): субъектом или объектом права. Исходя из фундаментальных подходов, сегменты, где происходит замена человека машинами (роботами) и где происходит взаимодействие без человека (машина – машина), находятся в сфере вторичного „предметного“ знания (знания в понятиях). Тем не менее эти сегменты существуют в неразрывной целостности с миром человека и человеческих отношений. Исключительно же с человеком соотносится установление „живого (цельного) знания“ или первичного знания. Культивирование первичного цельного знания защищает человека в трансформируемом мире, а поставка этого подхода во главу экономической политики способствует конкурентоспособности отечественной экономики».
Замглавы ФАС России в своем выступлении затронул тему соотношения реального и виртуального мира в рамках цифровой трансформации рынков. Он отметил, что ранее материальные рынки наличных товаров по цепочкам производственных и сопряженных связей влекли значительные транзакционные издержки: «В той ситуации философское понимание „всеединства материального мира“ лишь угадывалось. В цифровой экономике эти свойства в условиях нулевых транзакционных издержек на глобальных рынках становятся внутренне присущими, очевидными и лежащими на поверхности. Поставка и потребление наличных товаров осуществляется исходя из решений, принятых в виртуальном мире. Нужно делать так, чтобы виртуальный мир работал на пользу реальному, а не наоборот».
«К примеру, имеет место разрыв между торговлей наличными товарами сырьевого сектора, в том числе экспортируемыми из России (нефть, газ, уголь, лес, удобрения и другие) и производными инструментами на эти базовые активы. Сырьевые товары, составляя значительную часть экспорта России, подвержены рискам ценовых манипуляций. При этом именно вокруг „бумажных“ контрактов возникает основная ликвидность и формируются финансовые потоки и капиталы, которые перенаправляются в сектора экономики за пределами российской юрисдикции», – дополнил спикер.
Анатолий Голомолзин сказал о необходимости устранить разрыв между «бумажными» и физическими контрактами путем дальнейшего развития организованной (биржевой) торговли на рынках наличного товара (в том числе основных экспортируемых товаров сырьевого сектора), а также на рынках производных инструментов на эти базовые активы, и перевода ликвидности этих финансовых потоков в Российскую Федерацию с целью повышения устойчивости национальной финансовой системы и создания в РФ одного из мировых финансовых центров.
Кроме того, по его словам, необходима оценка текущей ситуации процессов цифровизации не только в упомянутых, а в каждой из сфер экономической деятельности, основных тенденций ее развития, выгод и рисков от внедрения цифровых процессов, а также выработка перечня мер, направленных на оптимальные способы получения выгод и минимизации рисков. Такой подход будет способствовать новому качеству экономического роста.
В продолжение темы заместитель руководителя ФАС России указал на необходимость учитывать происходящие процессы конвергенции между услугами телефонии, передачи данных, телерадиовещания, ОТТ-сервисов.
«В условиях конвергенции государственная политика должна быть последовательной и основываться на новых базовых принципах, таких как принцип технологической нейтральности, или принцип сетевого нейтралитета. Процессы конвергенции также происходят при внедрении систем и средств ИКТ во все сферы экономической деятельности и жизни, формируя собственно феномен цифровой трансформации экономики. Это требует от антимонопольных органов совершенствования законодательства, а также уточнения практики его применения», – заключил представитель ведомства. ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
В рамках своего доклада замглавы ФАС России затронул вопросы появления агрегаторов, цифровых платформ, которые становятся значимыми игроками рынка, а также ситуацию, связанную с увеличением масштабов трансграничной торговли.
«Проблема состоит в отсутствии в настоящее время четкой правовой регламентации деятельности агрегаторов/платформ, неидентифицируемых в том числе как классические интернет-магазины. В целях разрешения проблем, когда определяют одного и того же участника правоотношений по-разному, в зависимости от сферы общественных отношений, в которых он участвует, необходим единый межотраслевой подход к определению понятия агрегатора/платформы. Эта работа ведется в настоящее время в рамках пятого антимонопольного пакета», – разъяснил замруководителя ФАС России.
Он уточнил, что за последние пять лет доля трансграничной торговли выросла в 10 раз. Основным фактором, влияющим на рост трансграничной интернет-торговли, является популярность зарубежных торговых площадок. Одна из причин такой динамики состоит в неравных налоговых условиях деятельности отечественных и зарубежных торговых площадок. Нужны изменения законодательства в этой части.
Отдельно спикер остановился на вопросе глобализации мира и значимых процессах, влияющих на подходы к регулированию рынка.
«В ряде секторов новые цифровые компании заняли доминирующие позиции, значительно влияя на реальный сектор экономики. Так, платформы США по обороту в шесть раз превосходят аналогичные площадки азиатского региона и в 10 – европейского. В том числе в России в недостаточной степени используются возможности цифровой экономики, в то время как страны, транснациональные корпорации, активно реализующие продвижение в области цифровой экономики, получают неоспоримое преимущество в глобальном масштабе», – рассказал замглавы ФАС России.
В заключительной части доклада Анатолий Голомолзин рассказал о наиболее значимых практиках антимонопольного ведомства, в числе которых отметил дела в отношении Google и Microsoft. По-новому оценивало ведомство и сделки Bayer – Monsanto, Yandex – Uber.
В свою очередь начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева отметила: «При проведении анализа многосторонних товарных рынков, в частности при определении продуктовых границ товарного рынка, мы учитывали особенности функционирования таких рынков, хотя базовые подходы, сформированные за многолетнюю практику работы, применимы и на современных цифровых рынках. Сейчас анализ требует тщательного подхода к выявлению взаимного влияния разных сторон рынка и платформ друг на друга и более трудоемкого перспективного анализа».
Руководитель управления по интеллектуальной собственности Лаборатории Касперского Надежда Кащенко отметила, что рассмотрение ФАС России по заявлению компании прецедентного дела о нарушении компанией Майкрософт антимонопольного законодательства позволило в минимальные по мировым меркам сроки (семь-восемь месяцев) и с высочайшим качеством аналитической работы обеспечить условия конкуренции не только на рынках России, но и на глобальных рынках.
«На цифровую трансформацию в экономике, на поведение цифровых гигантов нельзя реагировать, опираясь на старые подходы. Здесь необходимо интеллектуальное (смарт) регулирование, где присутствует совокупность мер по развитию и защите конкуренции, только тогда мы сможем оказаться эффективными, а экономика будет прирастать. У нас есть „дорожная карта“ по развитию конкуренции, где прописаны базовые мероприятия, на исполнении которых сейчас сконцентрировались ФАС России, заинтересованные ведомства, представители бизнеса и экспертного сообщества. Важно также продолжать публичное обсуждение всех методологических и практических вопросов конкурентной политики в условиях цифровой трансформации», – подытожил свое выступление Анатолий Голомолзин.
ФАС России
О других выступлениях, касающихся сферы защиты конкуренции, в рамках Х Гайдаровского форума читайте в следующих материалах: