17 января 2019 г. в рамках Х юбилейного Гайдаровского форума состоялась сессия «Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровой трансформации». «Цифра – это транспарентность, это возможность потребителя осуществлять поиск в множестве различных вариантов. Это означает, что потребитель лучше информирован о качестве и свойствах предлагаемого продукта. В бизнесе, в свою очередь, растет скорость принятия решений. Алгоритмы, которые обрабатывают big data, позволяют принимать наиболее эффективные с точки зрения целей бизнеса решения. Применение цифровых технологий ведет к глобальному сокращению издержек ведения бизнеса, что в конечном счете должно привести к росту общественного блага, – начал свое выступление на сессии заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. – Цифра – это эксклюзив. Потому что информация где-то хранится, кем-то собирается и кому-то предоставляется. При этом открытое и свободное предоставление информации становится роскошью, то есть доступ к информации становится проблемой, тем, что мы на антимонопольном языке называем барьером входа на рынок».
По мнению спикера, наличие больших объемов информации и специальных способов их обработки формирует дополнительные стимулы для кооперации участников рынка, в том числе такой кооперации, в цели которой входит ограничение конкуренции путем заключения антиконкурентных соглашений: «Участие в картеле и поддержание установленных картелем правил становится более выгодным, чем сдача регулятору», – подчеркнул замглавы ФАС России.
Он также затронул тему блокчейна и смарт-контрактов, сообщив, что «в современном цифровом мире трудно найти более благоприятные условия для конспирации и сокрытия своих действий, когда участники становятся не просто анонимными, а псевдонимными и когда все их действия криптографически защищены».
Замглавы ФАС России также отметил: «Вызовы существуют и на них необходимо отвечать. В условиях цифровой эпохи, когда информация шифруется и самоуничтожается, я не очень верю в то, что в ближайшее время будет активно развиваться программа смягчения ответственности. Потому что, на мой взгляд, в условиях современных цифровых технологий стимулы остаться в картеле сильнее, чем стимулы выйти из него. Отношения, которые основаны на доверии участников и связаны смарт-контрактами, ограничивают стимулы выхода из картеля. Это одна сторона медали. Другая сторона – у антимонопольного органа становится меньше возможностей быстро выявить нарушение и эффективно отреагировать на картель. Если только регуляторы не предпримут решительных и серьезных действий для того, чтобы изменить инструментарий, помогающий им раскрывать картели».
Переходя к способам и методам антимонопольного реагирования на меняющуюся цифровую среду, Андрей Цыганов сказал: «Если в антимонопольном органе собрались люди, которые хорошо разбираются в экономике, но ничего не понимают в программировании и криптологии, то мы вынуждены будем нанимать людей со стороны и создавать у себя соответствующие подразделения. Аутсорсинг подобного рода услуг сложен, но также возможен».
«Антимонопольные органы во всем мире идут разными путями. В некоторых созданы специальные подразделения, занимающиеся „цифрой“, другие нанимают подрядчиков. В ФАС России также происходят изменения, направленные на то, чтобы заточить нашу деятельность на выявление нарушений антимонопольного законодательства в цифровом мире», – добавил он.
Еще одна тема, о которой сообщил Андрей Цыганов, также связана с горизонтальными ограничительными соглашениями и способами реагирования на них антимонопольного органа.
«Речь идет о модернизации наших подходов к экономическому анализу рынков. Если конкурентному ведомству трудно собрать прямые доказательства картеля, если люди менее охотно сообщают о картеле антимонопольному органу, значит, надо активнее применять косвенные доказательства. Для этого необходимо анализировать рынки, заниматься скринингами, быстро с помощью тех же самых алгоритмов и программ анализировать изменения в действиях участников рынка, выбивающиеся из экономически обоснованного поведения, и обращать на это внимание. Известно, что существуют отрасли более пригодные для создания в них картелей. Скорее всего, картели более устойчивы на рынках стандартных товаров с высокими барьерами входа и редко меняющимся составом участников. Именно на эти рынки должно быть обращено внимание антимонопольных органов, чтобы не тратить напрасно свои ресурсы, и чтобы та самая „цифровая кошка“ бегала по тем углам, по которым она должна бегать, чтобы наверняка поймать „цифровую мышку“», – заключил замглавы ФАС России.
ФАС России
О других выступлениях, касающихся сферы защиты конкуренции, в рамках Х Гайдаровского форума читайте в следующих материалах: