В рамках реформирования системы
управления отходами соглашения с региональными операторами по обращению с
твердыми коммунальными отходами (ТКО) должны заключаться на конкурентной
основе, а именно по итогам проведения торгов. Победу на торгах, проводимых
органами власти субъекта, одерживает организация, предложившая наилучшие
условия. Контроль за порядком проведения торгов возложен на ФАС России.
В 2018 г. ФАС России рассмотрела 69
жалоб на действия организаторов торгов при отборе регоператоров по обращению с
ТКО. Жалобы поступили на конкурсные процедуры, проходившие в 27 субъектах РФ.
При выявлении ряда грубых нарушений
Правил обращения с отходами и отраслевого законодательства ФАС России выдавала
предписания об отмене торгов или внесении изменений в конкурсную документацию.
Всего выдано 25 предписаний, в том числе отменивших 11 торгов.
«Результаты торгов отменялись лишь
в самых крайних случаях, а именно когда нарушения, допущенные организаторами,
существенно влияли на результат торгов и не позволяли участникам сделать
предложения с наилучшей ценой и качеством, а организатору, следовательно,
выбрать такое предложение», – подчеркнул заместитель руководителя ФАС России
Рачик Петросян.
Наиболее распространенные и грубые
нарушения, выявленные на торгах по отбору регоператоров:
- установление в конкурсной
документации минимального размера стоимости услуг оператора. Конкретизация цены
не позволяет потенциальным участникам конкурса предложить свои услуги по
меньшей стоимости, а организатору – получить наилучшее предложение по цене;
- включение в проект соглашения
обязанности регоператора по строительству объектов по обращению с ТКО, что
нарушает права таких организаций, поскольку законодательно за ними закреплены
обязанности исключительно по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию и захоронению отходов. Осуществление строительства объектов
обращения с ТКО не входит в круг их обязательств, определенных законом;
- отказ организациям в допуске к
торгам по не предусмотренным законодательством основаниям. Подобные действия
организаторов ограничивают конкуренцию на торгах и не позволяют получить
выгодное предложение на лучших условиях;
- недостаток сведений в конкурсной
документации, требуемых в соответствии с законодательством, приводит к
невозможности потенциальных участников конкурса сформировать заявку,
осуществить расчет приведенной стоимости услуги регоператора и сделать
конкурентное предложение.
«Нарушения, допускаемые
организаторами торгов, нерешенные отраслевые проблемы в регионах тормозят
процесс конкурентного отбора региональных операторов. Сегодня операторы по
обращению с отходами определены в 59 субъектах, ранее к 1 января 2019 года все
субъекты должны были провести эти процедуры. В конце года сроки были изменены.
Оставшимся 26 регионам предстоит завершить переход на новый формат работы в
этом году», – заключил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
С 2020 г. все регионы РФ должны
перейти на новую систему утилизации мусора, основываясь на территориальных
схемах обращения с отходами и работе региональных операторов.
Служба также сообщает, что по
итогам 2018 г. в отдельных субъектах РФ:
- не завершены процедуры отбора
регионального оператора (Краснодарский и Красноярский края, Магаданская и Ульяновская
области, Москва);
- по отдельных зонам деятельности
расторгнуты соглашения по обращению с ТКО (Владимирская, Курганская и Омская
области, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная
область, Ненецкий АО, Республика Марий Эл);
- в отдельных зонах перенесены сроки
начала деятельность регоператоров (Амурская, Архангельская, Воронежская,
Кемеровская, Ленинградская, Рязанская, Самарская, Саратовская и Томская области,
Краснодарский край, Республика Бурятия, Республика Саха, Санкт-Петербург, ХМАО).
В общей сложности 26 субъектов РФ
до настоящего времени полностью или в части отдельных зон не перешли на новую
систему обращения с ТКО.
ФАС России