Правительство РФ выпустило Постановление от 30.12.2018 № 1756 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». В нем, в частности, предлагается внести изменения в Договор о ЕАЭС, обновив редакцию п. 3 ст. 74. Сейчас в нем определяется, что государства Союза вправе устанавливать в своем законодательстве дополнительные запреты, а также дополнительные требования и ограничения в отношении запретов, предусмотренных ст. 75 и 76 Договора («Общие принципы конкуренции» и «Общие правила конкуренции»).
В Постановлении к этому добавляется положение, согласно которому государства ЕАЭС вправе устанавливать в своем законодательстве:
- иные (дополнительные) условия признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (в связи с этим упраздняется абз. 1 п. 4 Приложения № 19 к Договору);
- основания и порядок выдачи предупреждений при реализации полномочий по предупреждению и выявлению признаков нарушения конкурентного (антимонопольного) законодательства государства-члена (соответствующими полномочиями наделяется Евразийская экономическая комиссия, уточняется, что ЕЭК выдает предупреждения хозсубъектам (субъектам рынка), а также физическим лицам и некоммерческим организациям государств-членов, не являющимся хозсубъектами, о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения общих правил конкуренции, и (или) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий таких действий (бездействия);
- основания и порядок вынесения предостережений о недопустимости совершения действий (бездействия), которые могут повлечь нарушение конкурентного (антимонопольного) законодательства государства-члена (соответствующими полномочиями наделяется Евразийская экономическая комиссия).
Кроме того, изменяются некоторые положения Приложения № 19 «Протокол об общих принципах и правилах конкуренции» к Договору о ЕАЭС. Так, корректируется понятие конфиденциальной информации, под которой предлагается понимать все виды информации, доступ к которой ограничен в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов, за исключением информации, относящейся в соответствии с законодательством государств-членов к государственной тайне (государственным секретам).
Устанавливается также, что ЕЭК в числе прочего проводит (при необходимости) консультации с участием представителей уполномоченных органов государств-членов и с возможностью привлечения иных лиц.
Также перечень документов, которые утверждает ЕЭК для целей осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, дополнен порядками:
- подготовки отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них;
- освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозсубъектом (субъектом рынка) соглашения, не допустимого в соответствии с п. 3–5 ст. 76 Договора, а равно об участии в нем.
Уточняется, что предупреждение не выдается при выявлении:
- признаков соглашений между хозсубъектами государств-членов, запрещенных в соответствии со ст. 76 Договора;
- признаков злоупотребления доминирующим положением хозсубъекта в части установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- в действиях (бездействии) хозсубъекта признаков нарушения общих правил конкуренции, по которым в течение предшествующих 24 месяцев было выдано предупреждение либо принято решение по итогам рассмотрения дела.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
Лицо, которому выдано предупреждение, уведомляет ЕЭК о выполнении предупреждения в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (к уведомлению должны быть приложены подтверждающие материалы).
По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен членом Коллегии ЕЭК, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования.
При условии выполнения предупреждения в установленный срок расследование не проводится и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит ответственности в виде наложения штрафа за нарушение общих правил конкуренции.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок ЕЭК не позднее 10 рабочих дней со дня истечения указанного срока выносит определение о проведении расследования.
В документе указано также, что в целях предотвращения нарушения общих правил конкуренции член Коллегии ЕЭК, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит должностному лицу хозсубъекта, а также физическим лицам предостережение.
Основание для его вынесения – публичное заявление таких лиц о планируемом поведении на трансграничном рынке, если такое поведение может привести к нарушению общих правил конкуренции и при этом отсутствуют основания для вынесения определения о начале проведения расследования.
Журнал «Конкуренция и право»