На сайте антимонопольного ведомства
опубликованы два разъяснения службы, связанных с регулированием финансовых
рынков.
1. Письмо от 28.12.2018 № АК/108054/18 «О направлении разъяснений», касающееся практики применения антимонопольного
законодательства в сфере финансовых рынков в отношении органов государственной
власти и местного самоуправления, предоставляющих государственные или
муниципальные услуги.
В документе ФАС
России указывает, что для его подготовки проанализирована практика применения c
1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г. антимонопольного законодательства в
отношении органов госвласти и местного самоуправления, иных организаций, осуществляющих
функции указанных органов и участвующих в предоставлении государственных или
муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, действия
которых привели (могли привести) к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг.
Результаты анализа
показали, что нарушения (признаки нарушения) антимонопольного законодательства
выразились в том числе в следующих действиях соответствующих лиц:
- оказании
многофункциональным центром не предусмотренных законодательством услуг;
- заключении
антиконкурентных соглашений;
- проведении не предусмотренных
законодательством торгов;
- препятствовании в
реализации гражданами права выбора организации для получения пенсий и иных
социальных выплат;
- установлении
дополнительных непредусмотренных законодательством требований к кредитным
организациям для участия в конкурсе на размещение средств;
- направлении
подведомственным учреждениям указания о необходимости перехода на обслуживание
зарплатного проекта в определенную кредитную организацию и необходимости
заключения договоров о проведении безналичных расчетов с работниками с этой
кредитной организации.
Далее ФАС России
приводит нормы закона, практику и нюансы по каждому из перечисленных нарушений.
В завершение письма
служба просит объединения финансовых организаций обеспечить распространение этих
разъяснений среди своих членов – финансовых организаций и в случае поступления
информации, содержащей признаки нарушений антимонопольного законодательства,
подобные представленным в письме, направлять соответствующую информацию с
приложением подтверждающих документов в антимонопольные органы по
подведомственности для рассмотрения в установленном порядке.
2. Второй документ представляет
собой разъяснение ФАС России по девяти блокам вопросов:
– контроля
антимонопольного органа за экономической концентрацией в отношении финансовых
организаций, за созданием коммерческой
организации, осуществляемым лицами, входящими в одну группу лиц, и за
экономической концентрацией в отношении иностранных банков;
– создания и реорганизации коммерческих организаций,
в результате которых происходит приобретение прав, позволяющих определять
условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организации;
– предоставления в антимонопольный орган
ходатайств о даче предварительного согласия на осуществление сделок с
имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;
- о необходимости получения предварительного
согласия антимонопольного органа:
– на создание коммерческой организации, если
ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами финансовой
организации;
– осуществление сделок с акциями финансовых
организаций при увеличении уставного капитала;
– приобретение (осуществление)
залогодержателем (кредитором) прав в отношении коммерческой организации;
– получение предмета лизинга в лизинг и
собственность.
Журнал «Конкуренция и право»