На сайте ФАС России размещено письмо от 25.12.2018 № СП/106703/18 «О выдаче предупреждений по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при передаче
до 1 марта 2015 года земельных участков, государственная собственность на
которые не разграничена, в аренду хозяйствующим субъектам без проведения
процедуры торгов».
В письме служба приводит перечень возможных
нарушений законодательства о защите конкуренции в этой сфере. Так, нарушением может
быть признано:
- предоставление уполномоченным органом госвласти
в собственность хозсубъекту земельного участка, на котором расположен объект недвижимости
данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено объективными потребностями,
без проведения публичных торгов;
- произвольное, не основанное на нормах законодательства
и противоречащее условиям заключенного договора последующее изменение вида разрешенного
использования, предоставленного по данному договору земельного участка, в целях
«ухода» от процедуры торгов.
ФАС России указывает, что при установлении обстоятельств,
свидетельствующих о том, что действия органа власти, связанные с заключением
договора о передаче прав владения/пользования земельным участком, находящимся в
государственной (муниципальной) собственности, содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства, антимонопольному органу целесообразно выдать
предупреждение о возврате переданного по договору имущества.
Когда антимонопольный орган выдал
предупреждение о принятии мер, направленных на изъятие имущества из незаконного
владения и (или) пользования, направление со стороны лица, которому выдано предупреждение
лишь соответствующих писем, например, о расторжении договора аренды, без фактического
изъятия имущества, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении
предупреждения (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу
№ А73-364/2018).
Служба подчеркивает, что при выявлении
незаконного предоставления земельного участка без торгов может иметь место
ситуация, когда распоряжение/постановление о предоставлении земельного участка
издано и договор аренды заключен органом местного самоуправления муниципального
района, однако стороной по договору аренды на момент выявления признаков
нарушения является орган местного самоуправления городского округа/поселения
или наоборот.
В рассматриваемом случае антимонопольному
органу целесообразно выдать предупреждения о возврате данных земельных участков
в муниципальную казну, органу власти или местного самоуправления,
уполномоченному на момент выдачи предупреждения на совершение данных действий,
поскольку одновременно с передачей соответствующему органу полномочий по
предоставлению земельных участков ему перешли обязанности по контролю за
законностью передачи земельных участков. Орган власти или местного
самоуправления, допускающий наличие арендных правоотношений, основанных на
ничтожной сделке, совершает нарушение антимонопольного законодательства в форме
бездействия.
Журнал «Конкуренция и право»