На
сайте антимонопольного ведомства размещен обзор правоприменительной практики
при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных
решений по ст. 10 Закона о защите конкуренции в случае навязывания доминантом
невыгодных условий при заключении договоров (письмо от 24.12.2018 № СП/106050/18).
ФАС
России указывает, что под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта
по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или
не относящихся к предмету договора.
Только
подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а
также направление предложения о заключении договора не может являться
нарушением. Для установления факта навязывания необходимо установление дополнительных
обстоятельств, к которым могут быть отнесены угрозы незаключения или
прекращения договора, наступления негативных последствий и т. д. Подтверждением
этой позиции служит Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2016 № 301-КГ16-16827
по делу № А79-11625/2015.
«Навязыванием
невыгодных контрагенту условий договора» является не только направление занимающей
доминирующее положение организацией договора (дополнения к договору) с невыгодными
для контрагента условиями, но и действия доминанта, связанные с понуждением
контрагента к заключению договора. О навязывании невыгодных контрагенту условий
договора будет свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации
на включение в договор спорных условий под угрозой незаключения договора или
прекращения действующего договора, а также прекращение исполнения обязательств
по договору. Указанные выводы подтверждают, в частности, постановления Арбитражного
суда Московского округа от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу № А40-195153/2015,
Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2014 № Ф06-16578/2013 по делу № А57-19634/2013.
Также
рассмотрены позиции судов по вопросам:
- необоснованного
уклонения доминирующей организации от заключения публичного договора (Постановление
ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2014 по делу № А53-11181/2013);
- навязывания
условий, невыгодных контрагентам, и навязывания условий, не относящихся к
предмету договора (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых
вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного
законодательства»);
- невыгодности
или неотносимости навязываемых условий к предмету договора (Постановление Президиума
ВАС РФ от 30.07.2013 № 2762/13 по делу № А07-23099/2011);
- включения
доминантом экономически не обоснованных условий договоров (постановления ФАС
Восточно-Сибирского округа от 25.07.2012 по делу № А19-14669/2011, Арбитражного
суда Московского округа от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу № А40-195153/2015);
- условий,
не имеющих технологического обоснования (постановления Арбитражного суда
Московского округа от 27.04.2017 № Ф05-2611/2017 по делу № А40-36789/16-147-316,
Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2017 № Ф03-3379/2017 по делу
№ А04-270/2017);
- условий
договора, ущемляющих законные интересы организаций, которые не соответствуют законодательству
Российской Федерации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа в от
10.07.2012 по делу № А78-6489/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2013
по делу № А27-9840/2012, Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 №
Ф05-10072/2015 по делу № А40-147969/14, Арбитражного суда Северо-Кавказского
округа от 14.01.2016 № Ф08-9181/2015 по делу № А53-11783/2015, Арбитражного
суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2016 № Ф04-5125/2016 по делу № А46-2352/2016,
Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2017 № ФОЗ-2180/2017 по делу
№ А04-9939/2016).
ФАС
России подчеркивает, что при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства
необходимо определить основания включения в договор оспариваемых условий, а
также оценить относимость таких условий к предмету договора.
Служба
также указывает, что, исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.
3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления
доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из
перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения
конкуренции или ущемления интересов других лиц (абз. 2 п. 4 Постановления
Президиума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).
При
этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона
о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих
последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (абз.
4 п. 4 Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).
ФАС
России напоминает также, что последствия в виде ограничения конкуренции и последствия
в виде ущемления интересов влекут разную административную ответственность (за исключением
случаев совершения правонарушения субъектом естественной монополии, ответственность
которого предусмотрена в любом случае ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, п. 1.5
Разъяснений Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений
статьи 10 Закона о защите конкуренции»).
В
связи с этим при применении п. 1–11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции
комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
следует определиться, к каким последствиям приводят или могут привести рассматриваемые
действия (бездействие): к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, либо
к ущемлению интересов других лиц (хозсубъектов) в сфере предпринимательской
деятельности либо неопределенного круга потребителей (за исключением случаев,
когда рассматривается дело в отношении субъектов естественных монополий).
При
этом в случае выявления факта навязывания невыгодных условий договора о
подключении (техприсоединении) лицам, не осуществляющим предпринимательскую
деятельность, такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом на
предмет соответствия ст. 9.21 КоАП РФ.
Журнал «Конкуренция и право»