В Госдуму внесен проект федерального закона №
614282-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд“». Инициаторы проекта – депутаты Госдумы Е.А. Ямпольская,
А.М. Шолохов, Е.Г. Драпеко и др.
Разработчики проекта перечисляют общие для всех отраслей культурной деятельности проблемы,
связанные со сферой закупок:
- сложность формирования плана закупок на три года;
- оформление документации на каждую закупку несет зачастую
больше затрат, чем сумма закупки;
- невозможность заключения контракта на закупку у
единственного поставщика товаров, работ и услуг, созданных с применением
современных инновационных технологий (например, компьютерное ЗП-моделирование, создание
сценических эффектов, использование видеоконтента, лазерных проекций, имитация
погодных условий и т. п.), а также контракта с собственниками культурных
ценностей (например, договор на организацию временной выставки) и т. д.;
- сложности формирования и обоснования НМЦК при создании
художественного произведения;
- проблемы целесообразности и эффективности проведения
экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
- проблемы с защитой персональных данных физлиц, осуществляющих
по контракту концертную или театральную деятельность.
Для решения этих проблем законопроектом предусматриваются
изменения и уточнения в Закон № 44-ФЗ, относящиеся к применению национального
режима при осуществлении закупок бюджетными учреждениями, планированию закупок,
особенностям закрытых процедур, закупкам у единственного поставщика.
1. Предлагается
ограничить действие национального режима при осуществлении закупок отдельных
видов товаров, работ, услуг, необходимых для реализации следующих видов
культурной деятельности:
- организация выставок (экспозиций);
- театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные
мероприятия;
- кинопоказы в рамках основных видов деятельности;
- сохранение объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов РФ;
- обеспечение систем безопасности и (или) сохранности
музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ,
документов Архивного фонда РФ, документов национального библиотечного фонда, а
также оборудования, предназначенного для хранения и воспроизведения в
электронной форме музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав
Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, документов национального
библиотечного фонда, документов и сведений в электронной форме Национальной
электронной библиотеки и сохранности учетных баз данных музеев, архивов,
библиотек.
Также предлагается предоставить бюджетным учреждениям право
при осуществлении отдельных видов закупок руководствоваться положениями Закона №
223-ФЗ. Речь идет о средствах, поступивших в качестве дара, в том числе
пожертвованиях, благотворительных взносах, а также средствах, переданных по
завещанию.
2. Предлагается учесть
особенности планирования закупок государственными и муниципальными бюджетными учреждениями
культурыпо Закону № 44-ФЗ.
Законопроектом предлагается, чтобы особенности планирования
закупок учреждениями культуры товаров, работ и услуг, предназначенных для
обеспечения их основных видов деятельности, установило Правительство РФ.
Также предлагается законодательно предусмотреть возможность
устанавливать прямой запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) при
проведении музеями, архивами, библиотеками конкурсов с ограниченным участием и
конкурсов с ограниченным участием в электронной форме.
3. Предлагается
увеличить до 700 тыс. руб. порог для годового объема работ, которые учреждения
культуры могут заказать у единственного поставщика (сейчас – 400 тыс. руб.).
Кроме того, депутаты хотят увеличить максимально допустимые
суммы для заключения контрактов с единственным поставщиком: не более 5 млн руб.
или 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 50 млн руб.
Законопроектом ч. 1 ст. 93 дополняется новыми случаями заключения
контракта с единственным поставщиком, специфичными для организаций культуры.
Законопроектом также предлагается исключить:
- обязанность заказчика обосновывать цены контрактов,
заключаемых при закупке культурных ценностей, произведений литературы и
искусства, печатных изданий, а также контрактов, заключаемых с артистами,
режиссерами, художниками, композиторами и т. д.;
- требование об обязательном привлечении независимых
экспертов для экспертизы результатов исполнения по заключаемым с единственными
поставщиками договорами на приобретение культурных ценностей, предназначенных
для пополнения государственных музейного, библиотечного и архивного фондов, на закупку
произведений литературы и искусства определенных авторов и на осуществление
музеями, архивами, библиотеками закупок услуг страхования, транспортировки,
обеспечения безопасности, связанных с обеспечением условий публичного показа
культурной ценности, в соответствии с требованиями владельца культурной
ценности при проведении временных выставок.
4. Предлагается
исключить из обязанностей заказчика размещение персональных данных артистов,
режиссеров, художников, композиторов и т. д. в единой информационной системе при
размещении контрактов с ними.
Внесение законопроекта комментирует Госдума.
Журнал «Конкуренция и право»