ФАС России разместила на своем сайте письмо от 21.12.2018 № АК/105192/18 «Об информации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ по
адресам: www.avito.ru, www.youla.ru»,
в котором разъяснен вопрос разграничения объявлений частного характера,
коммерческого характера и рекламы, размещаемой на интернет-ресурсах www.avito.ru
и www.youla.ru.
В документе регулятор напоминает, что Закон о
рекламе не распространяется:
- на объявления физических и юридических лиц,
не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 6 ч. 2 ст. 2
Закона);
- справочно-информационные и аналитические
материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных
исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение
товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона);
- информацию о производимых или реализуемых товарах,
размещенную на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а
также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях
в Интернете, если такие сведения предназначены для информирования посетителей
сайта или соответствующей страницы в соцсети об ассортименте товаров, условиях
их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
- информацию о хозяйственной деятельности
компании, о проводимых ею акциях и мероприятиях, в том числе о скидках или
проводимых акциях на сайтах, где аккумулируются и предлагаются купоны или
билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой.
ФАС России указывает в этой связи, что не
являются рекламой:
- объявления физлиц, связанные с продажей собственности,
а также личных вещей, так как они не преследуют целей рекламы;
- информация, размещаемая на сайте бесплатных объявлений
(таких как www.avito.ru, www.youla.ru), так как она носит справочно-информационный
характер. Сведения о товарах (услугах), представленные на этих сайтах, предназначены
для информирования посетителей о возможности и условиях их приобретения.
Следовательно, требования Закона о рекламе
на такую информацию не распространяются.
ФАС России подчеркивает также, что отнесение
какой-либо информации к рекламе или иной информации осуществляется в каждом
конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее
размещения.
Так, в исключительных случаях, когда
размещаемая на сайте или странице в соцсети информация направлена не столько на
информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах,
сколько на выделение товаров или самой организации среди однородных товаров,
организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может
быть признана рекламой.
По мнению специалистов ФАС России, может
относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином
объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения
данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который
«остается» на этом месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку
такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда
однородных и формирует к нему интерес.
Журнал «Конкуренция и право»