17 декабря 2018 г. Большая коллегия Суда
Евразийского экономического союза предоставила
Консультативное заключение по заявлению Евразийской экономической комиссии
о разъяснении положений п. 4 и 6 ст. 76 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и Критериев отнесения рынка к трансграничному, утв.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29.
У ЕЭК возник вопрос относительно
разграничения нарушений правил конкуренции, запрет которых установлен п. 4 ст.
76 (заключение «вертикальных» соглашений) и п. 6 ст. 76 Договора о ЕАЭС (осуществление
координации экономической деятельности), в том числе возможности применения п.
2 Критериев отнесения рынка к трансграничному в отношении последнего из
упомянутых нарушений.
ЕЭК отмечает, что п. 3–5 Критериев предусмотрены
условия, при которых Комиссия пресекает нарушения хозсубъектами государств-членов
запретов, предусмотренных п. 1–5 ст. 76 Договора. При этом отсутствуют специальные
условия для осуществления полномочий Комиссии по пресечению нарушений,
предусмотренных п. 6 ст. 76 Договора.
В этой связи ЕЭК просила Суд ЕАЭС разъяснить
положения Договора и Критериев отнесения рынка к трансграничному:
- пункт 2 Критериев отнесения рынка к
трансграничному при определении компетенции Комиссии в случае пресечения
нарушения общих правил конкуренции, предусмотренного п. 6 ст. 76 Договора,
учитывая, что п. 3–5 Критериев отнесения рынка к трансграничному применяются
при пресечении нарушений, установленных п. 1–5 ст. 76, а в отношении п. 6 ст.
76 Договора такой дополнительный критерий не установлен;
- пункты 4 и 6 ст. 76 Договора в их системной
взаимосвязи и соотношении предусмотренных данными пунктами запретов, в том числе
возможности и оснований разграничения в качестве отдельных составов нарушений,
установленных указанными пунктами ст. 76 Договора.
Большая коллегия Суда в заключении
сосредоточилась на разъяснении следующих вопросов:
- образуют ли нарушения запретов,
предусмотренных п. 4 и 6 ст. 76 Договора, самостоятельные составы нарушений
общих правил конкуренции, каковы основания их разграничения;
- при наличии каких условий Комиссия реализует
полномочия по пресечению нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в
координации экономической деятельности хозсубъектов.
В результате системного анализа законодательства Союза Большая
коллегия Суда ответила на эти два вопроса следующим образом.
1. Заключение «вертикального» соглашения,
запрещенного п. 4 ст. 76 Договора, и координация экономической деятельности, запрещенная
п. 6 ст. 76 Договора, образуют самостоятельные составы нарушений общих правил
конкуренции, основаниями разграничения которых являются круг субъектов,
характер их взаимодействия и положение в структуре товарного рынка.
2. Комиссия реализует полномочия по пресечению
нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации экономической
деятельности, при условии, что такая координация оказывает негативное влияние
на конкуренцию на трансграничном товарном рынке, географические границы
которого охватывают территории двух и более государств-членов.
Суд напомнил в этой связи, что пресечение
нарушений общих правил конкуренции осуществляется на национальном уровне
уполномоченными органами государств-членов и на наднациональном уровне
Комиссией. Разграничение их компетенции происходит в зависимости от негативного
влияния нарушения на конкуренцию на рынке одного государства-члена либо на
конкуренцию на трансграничном рынке.
Общее правило определения трансграничности
рынка, которое применяется ко всем нарушениям, предусмотренным п. 1–6 ст. 76 Договора,
закреплено в п. 2 ст. 74 Договора и в п. 2 Критериев. Данное правило основано
на географическом подходе и относит рынок к трансграничному, если
географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более
государств-членов.
Суд отмечает, что применительно к нарушениям
общих правил конкуренции, предусмотренным п. 1–5 ст. 76 Договора, установлены
дополнительные по отношению к п. 2 Критериев условия, которые предопределяют
наличие полномочий Комиссии по пресечению указанных нарушений. В частности,
согласно п. 4 Критериев пресечение нарушений хозсубъектами запретов,
установленных п. 3–5 статьи 76 Договора (антиконкурентные соглашения),
осуществляется Комиссией при условии, что по крайней мере два хозсубъекта, чьи действия
приводят или могут привести к нарушению запрета, зарегистрированы на
территориях разных государств-членов.
В отношении п. 6 ст. 76 Договора (запрет
осуществления координации) таких дополнительных условий не установлено. В связи
с этим при пресечении нарушения общих правил конкуренции, выразившегося в координации,
следует руководствоваться общим правилом п. 2 Критериев и относить рынок к
трансграничному при условии, что его географические границы охватывают
территории двух и более государств-членов.
Журнал «Конкуренция и право»