7
декабря 2018 г. состоялось заседание Экономического совета СНГ. Заместитель руководителя ФАС России
Анатолий Голомолзин представил доклад «О формировании конкурентной политики в
государствах – участниках СНГ в условиях цифровой экономики».
Доклад
подготовлен в соответствии с решением 48-го заседания Межгосударственного
совета по антимонопольной политике (МСАП). В работе над документом приняли
участие антимонопольные органы Республики Армении, Республики Беларусь,
Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики
Таджикистан.
Цель
подготовки доклада – определение общей характеристики цифровой экономики в
государствах СНГ, анализ новых вызовов для конкурентного регулирования в
условиях цифровой экономики, а также проведение оценки готовности конкурентного
законодательства к новым вызовам и необходимости внесения изменений в законодательство
государств – участников СНГ.
По
словам спикера, государства СНГ предпринимают необходимые меры по формированию
благоприятной среды, необходимой для становления цифровой экономики, – как в
существующих реалиях, так и учитывающие будущее инновационное развитие.
Государственные
программы, реализуемые в этих странах, схожи и охватывают следующие базовые
направления:
- развитие
человеческого потенциала и обеспечение кадровых заделов для развития цифровой
экономики, повышение благосостояния граждан и повсеместный доступ к благам
цифровой экономики;
- развитие
инфраструктуры ИКТ и обеспечение ее безопасного функционирования;
- формирование
необходимых институтов для функционирования отраслей экономик, обеспечение их
цифровизации в текущем периоде и становление условий для инновационного
развития экономик, развитие научного потенциала;
- цифровизация
взаимодействия государства и граждан, государства и бизнеса, бизнеса и бизнеса.
«Антимонопольщики
СНГ считают, что государствам – участникам СНГ при планировании, реализации
мероприятий по развитию цифровой экономики необходимо обеспечивать условия для
развития конкуренции, основанные на реализации принципов технологической и
сетевой нейтральности в регулировании. Необходимо также обеспечить
функционирование единого электронного пространства на базе взаимоувязанных
инфокоммуникационных инфраструктур, в том числе путем принятия единых правил и
стандартов, и не допускать монополизации рынков, за исключением случаев, когда
такие решения обусловлены интересами безопасности государства, защиты жизни и
здоровья граждан», – заявил Анатолий Голомолзин.
Меры
по реализации госпрограмм должны быть усилены мерами по обеспечению
конкурентоспособности национальных предприятий на глобальных рынках с учетом
рыночной власти транснациональных корпораций, включая разработку
надлежащих мер защиты конкуренции в условиях все нарастающей глобализации
экономики.
Замглавы
ФАС России сообщил, что существенным образом изменилась экономическая картина
мира – появились крупнейшие цифровые гиганты, которые управляют большими
данными и пулом прав интеллектуальной собственности.
«Совершенно
новые явления – это экономика алгоритмов и экономика внимания. Компании
переходят на адресный маркетинг, они не только изучают предпочтения
потребителей, но и формируют эти предпочтения. То есть компании залезают таким
образом не только в карман потребителя, но и в его мозг, существенно меняя его
поведение. Неслучайно поэтому в отношении таких компаний рассматриваются дела о
нарушении антимонопольного законодательства. Сегодня топ-10 среди нарушителей –
не компании промышленного или торгового секторов. Это компании Google,
Microsoft, Apple. Эта ситуация касается не только России, но и других стран, а
в ряде случаев речь идет об изменениях ситуации в мире в целом», – заявил
представитель ведомства.
В
качестве примера слияний высокотехнологичных корпораций замглавы ФАС России привел
сделку Bayer – Monsanto и подчеркнул, что «в этом случае мы имеем дело с
высокотехнологичной сферой: мы говорим о платформенных решениях, точечном
земледелии, высоких технологиях, о необходимости обмена информацией и
технологиями, а также создании условий, когда традиционные участники рынка
имеют право на недискриминационный доступ к информации и технологиям
высокотехнологичных мировых гигантов, которые по всему миру занимаются не
только производством удобрений и сельхозпродукции, но могут контролировать всю
цепочку производства и жизненного цикла технологий. И когда мы начинаем
выделять средства из бюджета на развитие сельского хозяйства, не факт, что эти
средства не попадают крупным транснациональным гигантам».
По
словам спикера, в этой связи необходимо менять принципы работы, в том числе
путем внесения изменений в антимонопольное законодательство с учетом практики
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, практики
рассмотрения сделок крупных слияний.
В
рамках обмена опытом антимонопольными органами стран СНГ, а также в рамках
международных рабочих групп ФАС России представила информацию по подготовке пятого
антимонопольного пакета, который касается уточнений понятийного аппарата, новых
платформ по анализу рынка, особенностей рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, а также «понуждения исполнения предписания
антимонопольного ведомства, если транснациональные гиганты не собираются его
исполнять. Для этого необходимо взаимодействие антимонопольных органов и
органов соответствующего технического надзора», – добавил Анатолий Голомолзин.
«Цифровая
экономика – это качественно новая система экономических правоотношений, которая
появилась и развивается в новой парадигме цифровых отношений. И если
конкуренция всегда являлась неотъемлемой составляющей успеха экономического
развития, в новых условиях цифровой экономики конкуренция обеспечивает еще и
инновационное развитие в будущем. Сейчас наступил период, когда формируются
базовые экономические заделы, которые впоследствии будут определять глобальное
инновационное развитие. И этот период не будет длительным, поэтому у нас нет
оснований медлить с принятием решений, которые требуются на самом высоком
уровне. Важно на этом этапе сосредоточить совместные усилия государств – членов
СНГ на выработке эффективной антимонопольной политики и ее применению», –
заключил заместитель руководителя ФАС России.
Ранее
доклад был представлен и получил поддержку
на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
7
декабря 2018 г. доклад одобрили члены Экономического совета СНГ.
ФАС России