7
декабря 2018 г. состоялся XVI Международный форум «Газ России – 2018». О принимаемых
мерах по развитию конкуренции на рынках газа в РФ рассказал заместитель
руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
Он
сообщил, что в соответствии с утвержденным Президентом РФ в конце декабря 2017
г. Национальным планом развития конкуренции развивать российскую экономику
предполагается в том числе с помощью организованной (биржевой) торговли,
формирования биржевых и внебиржевых индексов цен, развития организованных
торгов по отдельным секторам товарных рынков, к которым относится и рынок газа.
Переход к рыночному ценообразованию предполагается путем формирования биржевых
и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе
увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах,
формирования биржевого и внебиржевого индексов.
Замглавы
ФАС России добавил, что летом 2018 г. Правительство РФ утвердило «дорожные
карты» по основным отраслевым товарным рынкам. В частности, утверждена «дорожная
карта» мероприятий по системному развитию организованных торгов природным
газом, формированию рыночных цен, привлечению хозяйствующих субъектов к участию
в биржевых торгах.
Замглавы
ФАС России подчеркнул, что ключевым элементом национального рынка газа является
рыночное ценообразование: «Я бы сказал, что мы находимся не на этапе
формирования рынка газа. Мы находимся на этапе его развития: прошли структурные
преобразования в „Газпроме“: организационно обособленно функционируют
предприятия по добыче, транспортировке, распределению и сбыту газа; функционируют
независимые производители газа, которые его поставляют на рынок в условиях
свободного ценообразования, большинство крупных промышленных потребителей
получают газ именно по свободным ценам. И мы будем дальше двигаться в условиях
дерегулирования цен. Дальше возникает вопрос – каким образом будут
формироваться цены? И биржевой торговле отводится здесь наиболее важная роль».
Рынок
поставки природного газа в России перестал быть монопольным, но является
высококонцентрированным. На нем коллективно доминируют и совокупно занимают
долю более 70% три компании: ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк» и ПАО «НК «Роснефть».
При этом доля каждого из этих хозсубъектов выше 8%.
«Это
дает нам основания двигаться дальше по направлению дерегулирования цен.
Понятно, что просто принять решение по дерегулированию означало бы возможность
выстраивания монопольного ценообразования, когда в условиях дружественной
конкуренции цены формируются только тремя игроками, что, естественно, может
приводить к негативным последствиям. Специально настраиваемые механизмы
позволяют защищать потребителей и рынок от этого. К этому механизму относится
развитие биржевой торговли, когда потребители получают возможность оказывать
давление на цену», – сообщил спикер.
Замглавы
ФАС России подробно остановился на «дорожной карте» по газоснабжению,
утвержденной Правительством РФ, которая состоит из трех блоков. Первый блок
касается вопросов по обеспечению доступа к услугам естественных монополий,
включая вопросы совершенствования системы тарифообразования. Второй посвящен
мерам по развитию организованной торговли природным газом. Третий –
мероприятиям, которые необходимы для развития внутреннего рынка газа.
Во
исполнение мероприятий «дорожной карты» разработан и обсуждается с
заинтересованными ведомствами и организациями проект постановления
Правительства РФ по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на
внутреннем рынке газа. Документ предполагает:
- отмену
госрегулирования оптовой цены на газ (за исключением населения и
приравненных к нему групп), реализуемый ПАО «Газпром» и его аффилированными
лицами;
- установление
единого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам для
независимых производителей газа, равно как и для ПАО «Газпром» и его
аффилированных лиц.
Замглавы
ФАС России сообщил, что сейчас обсуждается вопрос совершенствования методики
тарифообразования услуг по транспортировке газа, в которых ключевое значение
имеет равенство условий работы независимых компаний и ПАО «Газпром»: «Действующая
методика должна быть доработана таким образом, чтобы оценивать экономическую
обоснованность базового тарифа и исходя из этого уровня принимать решения об
индексации тарифов на долгосрочную перспективу».
Кроме
этого, с учетом происходящих изменений на рынке и в порядке совершенствования
договорных отношений его участников прорабатывается новая модель
ценообразования по принципу «вход – выход».
«ФАС
России также разработан и обсуждается проект постановления Правительства
Российской Федерации, который в том числе касается изменения существующих
правил недискриминационного доступа, в частности раздела, связанного с
технологическим присоединением по магистральным сетям. Этот вопрос имеет
большое значение для развития как газодобывающих компаний, так и
газопотребляющих организаций. В правилах также появился новый раздел,
касающийся доступа к системам ПХГ. Подготовлен проект типового договора,
сужающий поле для дискуссий между монопольным поставщиком услуг и его
контрагентами», – пояснил Анатолий Голомолзин.
Спикер
также рассказал о ведущейся доработке правил недискриминационного доступа к
газораспределительным сетям: «Соответствующий проект подготовлен и в
соответствии с планом в I квартале 2019 года будет обсуждаться».
«Не
так давно мы направили на регистрацию в Минюст России приказ „Об утверждении
форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных
монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а
также правил заполнения указанных форм“. Это ключевой документ, имеющий
значение как для повышения доступности инфраструктуры, так и для повышения
эффективности тарифного регулирования», – добавил он.
Кроме
того, 6 декабря 2018 г. Минюст России зарегистрировал Приказ ФАС России «Об
утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое
присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и
(или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».
Существенная оптимизация затрат на подключение, повышение прозрачности при
определении платы за технологическое присоединение позволит увеличить темпы
газификации в стране.
Анатолий
Голомолзин подчеркнул, что развитие биржевой торговли газом – ключ к созданию
системы, в которой потребитель принимает непосредственное участие в
ценообразовании, и чтобы эта система заработала устойчиво, нужно принять
поправки в ряд сопровождающих биржевую торговлю документов – доработать правила
поставки газа и усовершенствовать договорные отношения.
«Речь
идет о ряде аспектов, связанных с балансирующим рынком газа, – о необходимости
перепродажи объемов газа, которые не были использованы либо проданы в рамках
биржевых торгов. Механизм перепродаж в этом сегменте понятен и прогнозируем.
Дальше речь идет о том, чтобы расторговывать перепроданные или неиспользованные
объемы газа в режиме прямых контрактных отношений. Это те объемы, которые
позволяют балансировать этот рынок газа. Это существенно повышает его
эффективность с одной стороны, а с другой стороны, дает дополнительный источник
для формирования ликвидности. Тогда у нас не будет острой необходимости
обязывать каких-либо игроков доставлять дополнительные объемы. В силу
объективных причин никто заранее не знает, какой объем газа будет заявлен в
задании, какой будет потреблен. Поэтому важно, чтобы существовали экономические
механизмы приведения рынка в состояние устойчивого динамического равновесия,
которое обеспечивается за счет механизмов биржевой торговли. Наряду с
повышением экономической эффективности функционирования рынков, биржевая
торговля и балансирующий рынок обеспечивают повышение надежности
газоснабжения», – сообщил замглавы ФАС России.
Говоря
об основных направлениях работы по развитию организованной торговли газом,
Анатолий Голомолзин обратил внимание участников, что на этапе запуска биржевых
торгов соблюдалось требование паритета, когда ПАО «Газпром» и независимые
компании поставляли на рынок примерно одинаковые объемы газа. В последнее время
ситуация изменилась: «Сейчас в основном торгует „Газпром“. У независимых
компаний недостаточно ресурсов. И понятно, что есть необходимость эту проблему
решить. ФАС России уже подготовила проект постановления Правительства
Российской Федерации о том, чтобы увеличить долю разрешенных объемов Газпрома с
17,5 миллиарда рублей до не менее чем 35 миллиардов рублей».
«Не
только независимые участники, не только добывающие и продающие компании выходят
на рынок организованной торговли газом. Меняется коммерческая инфраструктура
рынка и появляются новые его участники. Сейчас компания „Газпром межрегионгаз
поставка“ получает статус оператора товарной поставки и начинает работать в
совершенно других условиях – в соответствии с законодательством об
организованных торгах и о клиринговой деятельности. И такие, может быть,
незаметные для глаза обывателя изменения имеют кардинальное значение для
рынка», – заключил заместитель руководителя ведомства.
ФАС России