Цифровая
экономика и big data управляют сознанием и мнением покупателей. И это вызов как
для общества, так и для антимонопольного органа любой страны. Это в свою
очередь тесно связано с задачей конкурентного ведомства по проведению анализа состояния
конкуренции на товарном рынке. Об этом заявила начальник Управления контроля
промышленности ФАС России Нелли Галимханова на конференции «Антимонопольная
политика: наука, практика, образование» в Сколково.
Она
напомнила участникам конференции, что Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220
определяет особенности проведения анализа состоянии конкуренции на товарном
рынке. Один из методов выявления продуктовых и географических границ – это
мнение покупателей.
«Как
мы будем проводить анализ состояния конкуренции, если цифровая экономика и big
data меняют мнение покупателей?», – спросила Нелли Галимханова.
На
примере анализа товарного рынка подвесных потолочных систем она показала,
насколько тесно связаны рынки цифровой и классической промышленной экономики.
«Мы
проводили опрос компаний, которые являются потребителями этих систем. В нем принимали
участие сотрудники, которые являются обычными гражданами, у которых есть
аккаунты в соцсетях. Работая в этой сфере, сотрудники осуществляли поиск
информации подвесных потолочных систем. Затем срабатывал существующий „персонифицированный“
таргетинг и предлагал пользователю информацию, и тем самым формировал его
представление о том или ином рынке, – сообщила Нелли Галимханова. – Таким
образом, заполняя наши опросные листы, его мнение формируется, исходя из
полученной информации в соцсетях и из иных источников. И здесь можно сделать
вывод, что даже такой рынок, как подвесные потолочные системы, не являясь
цифровым, испытывает на себе влияние тех изменений, которые сейчас происходят».
Однако
перед антимонопольными ведомствами появляются новые вызовы:
- как
оценить мнение покупателей в условиях персонализированного таргетинга;
- если
мнение потребителей подвержено влиянию, тогда какие методы определения
продуктовых и географических границ рынка могут обеспечить объективность
выводов для определения состояния конкуренции на рынке.
«Отсюда
вытекает следующие вызовы: на какие научные теории и модели необходимо
ориентироваться, чтобы проводить анализ или исследования и определять уровень
конкуренции на самом деле, а также какими компетенциями должен обладать
сотрудник антимонопольного органа в условиях цифровой экономики?», – задала
вопрос участникам конференции начальник Управления контроля промышленности ФАС
России.
По
итогам развернувшейся дискуссии участвующие в мероприятии пришли к выводу, что
сотруднику антимонопольного ведомства необходим междисциплинарный объем знаний,
базу которого составляют сферы экономики, юриспруденции, социологии и
психологии.
ФАС России
О других итогах конференции читайте в следующих материалах: