29 ноября 2018 г. Арбитражный суд Московского округа
(кассационная инстанция) отказал в требовании Минздрава России и
Росздравнадзора отменить решения и предписания ФАС России по делу о нарушении
министерством ст. 15 Закона о защите конкуренции. Суд также оставил в силе
решение суда первой инстанции и постановление апелляции, которые ранее признали
законными решение и предписание антимонопольного органа.
Ранее ФАС России установила, что Минздрав России
нарушил Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением
Правительства РФ от 16.04.2012 № 291) и не разработал требования, необходимые
для лицензирования медицинских организаций. Как результат, на сегодняшний день
в РФ отсутствует единая система лицензионных требований, которые предъявляются
к соискателям лицензий и лицензиатам. В то же время органы лицензирования
субъектов РФ и органы надзора по своему усмотрению предъявляют требования к
медицинским организациям. Это приводит к ограничению конкуренции.
Как и в предыдущих судебных инстанциях, министерству
не удалось опровергнуть выводы ФАС России о том, что разработанный министерством
Приказ от 11.03.2013 № 121н, несмотря на свое название («Об утверждении
требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной
медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой
(в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи,
оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении
медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания
медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей,
обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»),
содержит лишь перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, но
не содержит никаких требований, которыми должны руководствоваться соискатели
лицензий, лицензиаты, органы лицензирования и надзора.
«Третья судебная инстанция подтвердила главный
вывод антимонопольного органа о бездействии Минздрава России в части
неустановления лицензионных требований к медицинским организациям. Поскольку
законных оснований для неисполнения предписания у министерства в настоящее
время нет, мы ожидаем, что Минздрав России предпримет исчерпывающие меры для
прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем разработки и
утверждения соответствующих лицензионных требований в кратчайший срок», –
отметил заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли
ФАС России Максим Дегтярев.
ФАС России