26
ноября 2018 г. в рамках заседания рабочей группы № 2 по конкуренции и
регулированию Комитета по конкуренции ОЭСР состоялся круглый стол «Развитие
финансируемых государством рынков здравоохранения».
Заместитель
руководителя ФАС России Андрей Цыганов сообщил на мероприятии, что российский
рынок медицинских изделий и связанные с ним рынки расходных материалов и
технического обслуживания являются высококонцентрированными в силу особенностей
поведения участников, а также недостаточности системного правового
регулирования.
«Современная
медицинская техника – не просто изделие из металла и пластмассы, это сложный
программно-технический комплекс, совокупность „харда“ и „софта“, работа с
которым требует большого объема специализированных знаний и информации. Рынок
технического обслуживания и ремонта медицинских изделий остается относительно
закрытым даже для хозяйствующих субъектов, имеющих на такой вид деятельности
соответствующую лицензию, так как поставщики медицинских изделий не
предоставляют в полном объеме необходимую информацию, программное обеспечение,
ключи и пароли не только сторонним подрядным организациям для совершения
необходимых технических регламентных работ и ремонта, но и самим покупателям –
медицинским организациям, являющимся собственниками соответствующих медицинских
изделий, – сказал замглавы ФАС России. – Тем самым собственники зависят от
поставщиков, по усмотрению которых формируются цены, сроки выполнения работ и
состав исполнителей по ремонту и техническому обслуживанию. Такая политика
производителей и поставщиков – не что иное, как искусственная монополизация
рынка. Она может привести к снижению качества услуг, поскольку наделение
какой-либо сервисной организации исключительными правами далеко не всегда
означает, что эта организация лучшая».
В
целях устранения этих проблем ФАС России предлагает нормативно закрепить
обязанность производителя (поставщика) медизделия передавать совместно с изделием
необходимые для его ремонта и техобслуживания информацию, ключи, пароли и т. п.,
тем самым обеспечивая право собственника – медорганизации – полноценно владеть,
пользоваться и распоряжаться своим имуществом – медизделием, а также выбирать
поставщиков услуг по монтажу, наладке, ремонту и техобслуживанию оборудования.
С
целью обеспечения необходимых стандартов обслуживания и минимизации возможных
негативных последствий для пациентов и медицинских учреждений антимонопольный
орган предлагает решать вопросы доступа на рынок технического обслуживания с
использованием инструментов саморегулирования.
«Мы
полагаем, что при переходе на систему саморегулирования одной из функций
саморегулируемых организаций по сервисному обслуживанию медицинских изделий
станет контроль за соблюдением участниками внутренних правил и норм. Правила,
принятые саморегулируемой организацией, должны быть едиными по отношению к
хозяйствующим субъектам, с одинаковым набором требований по обслуживанию
каждого вида медицинских изделий и серьезными мерами ответственности. Риски
финансовых санкций в совокупности с репутационными рисками должны стать
эффективным инструментом предупреждения возможных нарушений контрактных
обязательств, внутренних правил и установленных государством регулирующих норм,
равно как и реальная опасность попасть в черные списки недобросовестных поставщиков
продолжает оставаться важным сдерживающим фактором», – заключил Андрей Цыганов.
ФАС России