13
ноября 2018 г. в Москве состоялась VI Всероссийская конференция «Закупки в
оборонно-промышленном комплексе». Заместитель руководителя ФАС России Даниил
Фесюк рассказал участникам мероприятия о вызовах в области ГОЗ и задачах
антимонопольной службы.
Трансформация
экономики, перестройка общественных отношений, а также изменение мирового
порядка бросают все новые вызовы системе регулирования и накладывают отпечаток
на законодательство. В частности, заместитель руководителя ФАС России отметил
текущую тенденцию усложнения законодательства.
«Сегодня
очень часто звучит выражение „совершенствование законодательства“, – говорит
Даниил Фесюк. – Однако этот процесс неизбежно влечет его усложнение. Происходит
взаимопроникновение норм. Например, наш закон об антимонопольном регулировании
определяет особенности регулирования отдельных отраслей. В то же время отраслевые
законы, в частности Закон об оборонном заказе, включают особенности
антимонопольного регулирования. Поэтому ФАС рассматривает ГОЗ как многогранную
сферу отношений, объединенную общей задачей – обеспечить оборонные нужды
государства».
Претерпело
изменение и само понятие конкуренции в контексте госзакупок. «Если раньше в
ОПК, в частности в отрасли вооружения, конкуренция воспринималась только как
соревнование инженерной мысли, то с переходом на контрактную систему
значительная роль стала отводиться ценовому параметру», – говорит Даниил Фесюк.
В
то же время заместитель руководителя ФАС России отмечает несовершенство
сегодняшней конкуренции в ГОЗ, что требует от ведомства постоянного
регулирующего воздействия. Во-первых, заказчик в ОПК – монопсонист и под него
выстраивается определенная продукция, которую он приобретает. Во-вторых, во
главу угла ставится вопрос гарантированного выполнения работ. То есть заказчики
отдают предпочтение единственному поставщику, руководствуясь при его выборе
проверенностью и надежностью.
Рассказывая
о ценовом регулировании в ОПК, Даниил Фесюк заметил, что один из самых важных
вызовов – сохранение здоровой мотивации для эффективной работы предприятий: «Любой
монополист стагнирует, особенно в условиях регулирования. Мы пытаемся решить
этот вопрос, взаимодействуя со всеми участниками процесса. В частности, в
скором времени выйдет новый проект Приказа № 200 [Приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 „Об утверждении Порядка
определения состава затрат на производство продукции оборонного
назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу“], в котором будет расширена
область применения затрат для целей контрактного ценообразования в сфере ГОЗ.
Но это все равно не дает ответа на вопрос, какова же внутренняя мотивация
предприятия эффективно работать в условиях госрегулирования».
Отсутствие
открытого пространства – это еще один важный вызов, о котором рассказал спикер.
До сих пор остается нерешенным вопрос, в какой степени следует закрывать
информацию о закупках в ОПК.
Сегодня
регулятор испытывает большую нагрузку при проведении закрытых закупок, так как
каждая из них превращается в анализ рынка. Большую надежду ФАС России возлагает
на электронные площадки. Однако, как поясняет Даниил Фесюк, их эффективность
будет достигнута только тогда, когда будут решены вопросы сертификации. Кроме
того, переход на электронные закупки не должен сопровождаться простым переносом
информации в электронную среду. Он должен нести новые возможности, которые
обеспечили бы участникам и регулятору доступ к необходимой информации и дали возможность
ее анализировать легко и просто.
Завершая
свое выступление, заместитель руководился ФАС России Даниил Фесюк рассказал о
назревшей необходимости унифицировать систему контроля расхода бюджетных
средств. В частности, сегодня в рамках одного правительственного документа ГОЗ
приходится одновременно обращаться к системе банковского и казначейского
сопровождения по разным закупкам для разных заказчиков.
«Кроме
того, одни нормы прописаны в ГОЗ, а другие по линии Министерства финансов через
документы о бюджетном планировании, – добавил спикер. – Хотелось бы, чтобы они
нашли отражение в едином документе».
ФАС России