ФАС
России разместила для публичных обсуждений проект
федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях». В пояснительной записке к проекту отмечается,
что цель его подготовки – повышение эффективности осуществления контрольной
деятельности за соблюдением законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Изменения,
предлагаемые службой, необходимы для реализации положений федеральных
законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ и № 505-ФЗ,
реформировавших систему закупок.
Так,
Законом № 504-ФЗ предусмотрена регламентация проведения процедур определения
поставщиков исключительно в электронной форме, в связи с чем становится
невозможным применение ст. 7.30 КоАП РФ в действующей редакции, которая
предусматривает административную ответственность за нарушения требований Закона
№ 44-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме, а также иных
способов закупок в бумажной форме.
Кроме
того, ст. 7.31.1 КоАП РФ в действующей редакции также предусматривает
административную ответственность за нарушение порядка и (или) сроков возврата
денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в
определении поставщика, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету
участника закупки, порядка ведения реестра участников закупки, получивших
аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота, исключительно
при проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме.
Вместе
с тем по ст. 107 Закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ
и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут
в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством
РФ.
В
этой связи предлагается внести изменения в КоАП РФ, направленные на унификацию
терминологии.
Законом № 505-ФЗ установлен исчерпывающий перечень
конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к
порядку осуществления закупки указанными способами.
В соответствии со ст.
7 Закона № 223-ФЗ за нарушение его требований и иных принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут
ответственность в соответствии с законодательством РФ. Но в настоящее время ст. 7.32.3 КоАП «Нарушение порядка
осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не
предусматривает ответственность
за несоблюдение требований Закона
№ 223-ФЗ с учетом поправок,
внесенных Законом № 505-ФЗ.
Поэтому проектом предлагается ввести
административную ответственность за неисполнение требований законодательства РФ
в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В частности, вводится ответственность по 15 новым составам:
- за неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта (административный штраф на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.);
- размещение в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации, подлежащей размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок, либо нарушение порядка разъяснения положений документации о закупке (административный штраф на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
- нарушение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц требований к содержанию протокола, составленного при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц (административный штраф на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юрлиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.);
- сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, или нарушение сроков отмены закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц (административный штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.) и др.
Кроме
того, законопроектом предусматривается возможность рассмотрения дел об
административных правонарушениях начальниками отделов федеральных органов
исполнительной власти в сфере закупок, а также руководителями структурных
подразделений территориальных органов ФОИВов в сфере закупок и их
заместителями. По замыслу антимонопольного ведомства, это позволит
оптимизировать процесс производства по делам об административных
правонарушениях, а также увеличит количество рассматриваемых дел об
административных правонарушениях.
Журнал «Конкуренция и право»