С 16 по 18 октября 2018 г. в Ялте проходит
Всероссийский семинар-совещание «Тарифное регулирование в 2018 году и задачи
органов государственного регулирования на 2019 год». На мероприятии выступил заместитель
руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
Он рассказал, что проконкурентная тарифная политика
направлена:
- на поэтапное устранение перекрестного субсидирования;
- перебалансировку тарифов с применением индикаторов
рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с ними товарными рынками;
- отказ от принципа «затраты плюс» и через применение
принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
- принятие решений о введении, изменении, прекращении
регулирования и контроля на основе анализа рынка;
- «погружение в цифру» процедур принятия решений;
- запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом
жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого
инновационного роста экономики);
- понимание роли регулятора в формировании
бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий
для инвестирования, входа новых участников, повышения эффективности
существующих.
Затем Анатолий Голомолзин остановился на вопросах
ценообразования на рынках природного газа. Он сообщил, что в 2018 г. была
проведена инвентаризация субъектов естественной монополии по разделу
«Транспортировка газа по трубопроводам». Из реестра, насчитывающего 407 компаний,
исключено 57 организаций, а включено 6.
«Причинами исключения послужили, в частности,
отсутствие лицензии на осуществление регулируемого вида деятельности,
отсутствие права собственности на объекты, а также нехватка документов, которые
подтверждают фактическое осуществление хозсубъектом деятельности в условиях
естественной монополии», – пояснил Анатолий Голомолзин.
Итоги установления тарифов именно в газовой сфере в
наибольшей степени соответствуют принципам государственной тарифной политики,
заявляемой ФАС России. В 2018 г. принято более 100 решений в отношении
газораспределительных организаций (ГРО) и региональных сбытовых газовых
компаний (РГК). Примерно в 20% случаев тарифы принимались исходя из принципа «инфляция
минус», а в 80% произошло снижение тарифов. При этом в газораспределительном
секторе принимаются долгосрочные тарифы на пять лет. Происходит
перебалансировка тарифов (услуг по газораспределению и сбыту газа) с
устранением перекрестного субсидирования, выведением тарифов на экономически
обоснованный уровень путем оптимизации текущих затрат и инвестиций с учетом
бенчмаркинга как расходов, так и услуг. Эффективность тарифного регулирования повысилась
и за счет его «погружения в цифру»: заявки вместе с обосновывающими материалами
подаются в электронном виде, что позволяет анализировать их в полном объеме и
принимать обоснованные решения.
Также спикер заметил, что многие базовые принципы
тарифного регулирования были закреплены в судебных решениях прецедентного
характера: «Верховный Суд поддержал позицию регулятора о том, что при
установлении тарифов орган регулирования обязан исходить из экономически
обоснованных затрат и прибыли, которые могут отличаться от заявленных
субъектом, осуществляющим регулируемый вид деятельности. Действующее
законодательство не обязывает регулятора осуществлять государственное
регулирование тарифов исключительно с целью последующего их ежегодного
повышения и увеличения валовой выручки конкретного субъекта. К примеру, Суд
согласен с ФАС, что факт переоценки арендодателем имущества, переданного в
аренду организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, сам по себе
не влечет безусловную обязанность регулирующего органа при установлении
конкретных тарифов возлагать бремя связанных с этим расходов на потребителей
путем повышения тарифа».
Отдельно Анатолий Голомолзин остановился на роли ФАС
России как органа антимонопольного и тарифного регулирования в заключении
регуляторных контрактов в газовой сфере: «Такие соглашения направлены на
обеспечение социально-экономического развития региона, улучшение объема и
качества оказываемых услуг, оптимизацию вновь вводимой инфраструктуры. Также
они стремятся к закреплению базовых принципов регулирования и к долгосрочности
тирифоообразования».
Спикер отметил, что совместно с «Газпромом» при
участии ряда субъектов РФ установлена типовая форма регуляторного контракта,
которая требует его конкретного наполнения с учетом конкретных условий
региональных рынков. Переговоры о заключении и исполнении соглашений ведутся с
Тюменской, Кемеровской, Ростовской, Нижегородской областями, Краснодарским
краем, республиками Крым, Удмуртия и другими регионами страны.
Анатолий Голомолзин подчеркнул, что Национальный
план развития конкуренции предполагает переход к рыночному ценообразованию
путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ. В
том числе это должно быть обеспечено увеличением объема продаж газа на
организованных торгах.
«В этому году и в первом полугодии следующего года
мы должны принять большинство нормативных правовых актов, направленных на
проведение структурных реформ и развитие рыночных отношений. В частности, речь
идет о правилах недискриминационного доступа в новой редакции к услугам по
транспортировке газа по магистральным газопроводам, по газораспределительным
сетям, к услугам по хранению газа, предполагается внесение изменений в правила
поставки газа в РФ и др. В конечном итоге будет действовать модель, при которой
конкурентный сектор будет формироваться с использованием организованных торгов,
а регулироваться только сфера естественных монополий», – пояснил Анатолий
Голомолзин.
Как заметил спикер, предпосылки к этому уже есть – в
настоящее время в биржевых торгах регулярно участвуют шесть поставщиков газа и
145 покупателей. Поставки газа в режиме биржевых торгов осуществляются в 51
регион в интересах более 500 предприятий.
«Формируется и балансирующий рынок газа с
возможностью на начальном этапе проводить перепродажу проданных на бирже
объемов газа, а в последующем – перепродажу отклонений поставок газа во
внебиржевом сегменте», – рассказал Анатолий Голомолзин.
При этом он особо подчеркнул, что нельзя
дерегулировать цены на газ, если не отлажена работа коммерческой
инфраструктуры. Измениться должны правила игры, характер взаимоотношений
участников рынка.
Изменения, важные для повышения эффективности
тарифного регулирования, происходят и в угольном сегменте – формируются
биржевые и внебиржевые индикаторы цен. Анатолий Голомолзин отметил, что
антимонопольный орган будет продолжать мониторинг стоимости топлива и следить
за тем, чтобы она была экономически обоснованной и соответствовала рыночным
индикаторам.
«Что касается нефти и нефтепродуктов, в 2018 году
ФАС России приняла два решения по установлению тарифов на услуги по
транспортировке нефти, четыре решения – по транспортировке нефтепродуктов, а
также два решения об отмене тарифов на услуги по транспортировке нефти и
нефтепродуктов. Во исполнение Указа Президента мы обсуждаем отмену ценового
регулирования услуг в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам. Соответствующая необходимость была выявлена на основании анализа
товарного рынка. В этом году „Транснефть“ получила статус оператора товарной
поставки (ОТП) и на едином трубопроводном базисе начала развиваться биржевая
торговля – с июля начали расти объемы продаж на условиях поставки
франко-резервуар ОТП в Секции „Нефтепродукты“ СПбМТСБ», – заключил спикер.
ФАС России
Читайте также: «ФАС России разработала проект постановления Правительства РФ о переходе к регулированию сетевых организаций с использованием метода сравнения аналогов».