Ряд правил торговли на российском рынке создает
препятствия для работы американских компаний, противоречит нормам ВТО и других
международных соглашений, утверждает Американо-российский деловой совет (АРДС)
в комментариях для ежегодного отчета торгового представителя США перед
конгрессом. Об этом сообщает
РБК.
Комментарии опубликованы
на сайте АРДС, а доклад торгового представителя США о соблюдении Россией
обязательств ВТО будет готов к декабрю. АРДС базируется в Вашингтоне и
представляет интересы российских и американских компаний в сфере двусторонних
отношений.
В частности, АРДС отмечает новые меры, направленные
на ограничение доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок. Так, по
мнению совета, российские власти «изолировали определенные сегменты» госзакупок
в здравоохранении от конкуренции иностранных поставщиков.
В российской системе госзакупок существуют
ограничения для иностранных участников: это прямые запреты по ряду товаров,
правило «третий лишний» и ценовые преференции для отечественных претендентов. В
последнем случае, чтобы выиграть, иностранная компания должна заявить цену,
которая как минимум на 15% ниже цены, предложенной российскими конкурентами.
Сейчас Минпромторг России предлагает увеличить эту ценовую преференцию до 25%.
Если это произойдет, последствием будет ухудшение качества поставляемых товаров
и услуг и/или их удорожание, считают в АРДС.
Недостаточная защита интеллектуальных прав остается
серьезной проблемой для иностранных компаний на российском рынке, считает АРДС.
Членов совета тревожат дискуссии о расширении норм принудительного
лицензирования в России. Этот механизм позволяет давать разрешение на
производство непатентованных лекарств (дженериков) без согласия владельца
патента.
В качестве примера несправедливой коммерческой
практики, идущей вразрез с нормами ВТО, совет также приводит возможность
получения разрешения на сбыт непатентованных лекарств на основе данных,
публикуемых в научных журналах, в том числе тех, которые являются
собственностью разработчиков оригинальных лекарств. ФАС России предложила
закрепить эту возможность, изначально подтвержденную Верховным Судом РФ в 2016
г., на законодательном уровне.
Еще одну проблему АРДС видит в параллельном импорте.
Это ввоз товаров, купленных не напрямую у производителя, а у посредника: в
большинстве случаев это выгодно, потому что отпускные цены ниже, чем у
правообладателя.
Раньше купленный таким образом товар без разрешения
правообладателя всегда подлежал конфискации Федеральной таможенной службой, а
российский заказчик подвергался наказанию. Но легализации «параллельного
импорта» долгое время добивается ФАС России, Евразийская экономическая комиссия
предварительно одобрила этот режим для отдельных товаров, а в 2018 г.
законность такой практики для определенных случаев подтвердили суды: сначала
Арбитражный суд г. Москвы, а затем Конституционный Суд РФ. Параллельный импорт
может приводить к потоку контрафакта в Россию и нести риски общественного
вреда, предупреждает АРДС, поэтому призывает к «продолжению компетентной
дискуссии по этому вопросу с частным сектором».
Легализация параллельного импорта может
способствовать увеличению внутрибрендовой конкуренции, количества импортеров и
в итоге создаст предпосылки для снижения цен на товары правообладателя, указала
пресс-служба ФАС России в ответ на запрос РБК. Инициатива не отменяет запрет на
торговлю контрафактом и не снимает с таможенных органов и полиции обязанности
выявлять и пресекать ввоз и реализацию подделок, подчеркивают в ФАС России.