Актуальные проблемы регулирования отрасли обсудили
на XX Всероссийской конференции «Государственное регулирование в сфере
обращения лекарственных средств и медицинских изделий – ФармМедОбращение 2018».
На мероприятии, состоявшемся 8 октября 2018 г.,
заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
России Надежда Шаравская напомнила об истории развития законодательства,
регулирующего вопросы закупок лекарств. В частности, нормы Закона № 44-ФЗ и
подзаконных актов Правительства РФ запретили закупку препаратов по торговым
наименованиям (кроме исключений) и объединение в один лот уникальных,
наркотических, психотропных, радиофармацевтических препаратов с иными
препаратами. Также запрещено формировать «большие» лоты и закупать лекарства по
не соответствующим законодательству ценам.
Огромным шагом вперед представитель ФАС России
назвала вступившее в силу 1 января 2018 г. Постановление Правительства РФ от
15.11.2017 № 1380, установившее требования к правилам описания закупаемых
лекарств.
Вместе с тем ФАС России волнуют вопросы применения
правил описания закупаемых лекарств в рамках создаваемого каталога
лекарственных препаратов, в котором пока не установлена эквивалентность
различных лекарственных препаратов между собой.
«В настоящее время наиболее острыми вопросами в
сфере закупок лекарственных препаратов остались применяемые в субъектах РФ
схемы выведения бюджетных средств из-под требований 44-ФЗ, ошибки применения
правила „третий лишний“, широко распространившаяся практика заключения
контрактов с единственными поставщиками на поставку препаратов, имеющих
аналоги», – сообщила Надежда Шаравская.
Представитель ФАС России рассказала о предложениях
службы по совершенствованию закупок лекарств, которые вошли в разработанную
органом «дорожную карту» «Развитие конкуренции в здравоохранении», утв. Распоряжением Правительства РФ от
12.01.2018 № 9-р. К ним относятся установление запрета на объединение в
один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных препаратов,
установление критериев состояния рынков лекарственных препаратов, закупка
которых может осуществляться у единственного поставщика. «Дорожной картой»
также предусмотрено установить возможность получения статуса единственного
поставщика только в отношении лекарств, не имеющих аналогов на территории РФ,
установить возможность заключения долгосрочных государственных контрактов
только в отношении лекарств, защищенных патентами, при условии значительного
снижения цен на такие лекарственные препараты, и устранить противоречия между
данными о стране происхождения лекарственного препарата в регистрационных
удостоверениях и в сертификатах СТ-1.
ФАС России