3 октября 2018 г. состоялось Всероссийское совещание
по отдельным вопросам контроля в сфере закупок. Мероприятие организовано
Федеральным казначейством. Позицию ФАС России по актуальным вопросам
обеспечения конкуренции при закупках лекарств для государственных и
муниципальных нужд на совещании представила заместитель начальника Управления
контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.
Она рассказала о развитии законодательства,
регулирующего закупки лекарственных средств, решеных и сохраняющихся проблемах
в этой сфере. В качестве одного из актуальных вопросов Надежда Шаравская
назвала применяемые в регионах схемы выведения бюджетных средств из-под строгих
требований Закона № 44-ФЗ.
«Государственные заказчики объединяют в один лот
услуги по поставке, хранению и отпуску лекарственных средств, проводя
безальтернативные конкурсы на выбор поставщика. Далее такой поставщик (чаще
всего местный ГУП) закупает лекарства за счет бюджетных средств в рамках
упрощенных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ у единственных
поставщиков», – отметила Надежда Шаравская.
Из недавно выявленных случаев подобного рода
нарушений представитель ФАС России рассказала об областном законе
Архангельского областного собрания депутатов, который назначил ГУП АО
«Фармация» единственным поставщиком (исполнителем) услуг по лекарственному
обеспечению медицинских организаций Архангельской области. Архангельский
областной суд поддержал позицию
ФАС России в том, что такие действия ограничивают конкуренцию и признал закон
недействующим.
Для системного решения этой проблемы антимонопольная
служба разработала проект
постановления Правительства РФ, предусматривающий установление запрета на
объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску лекарственных
препаратов. Данный проект внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Подробнее об этом читайте здесь.
К наиболее важным вопросам контроля в сфере закупок
лекарств Надежда Шаравская отнесла вопросы доработки и внедрения
информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок
лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд (ИАС).
По ее мнению, создание ИАС – это огромный шаг
вперед, который позволит в автоматическом режиме анализировать и осуществлять
контроль закупок лекарственных препаратов в стране.
«В то же время в системе существуют проблемы, требующие
скорейшего решения, – пояснила спикер. – Они связаны с тем, что до сих пор не
установлена эквивалентность лекарственных препаратов, в том числе различных
лекарственных форм и дозировок. Это приводит не только к некорректным расчетам
референтных цен, но также создает серьезные риски монополизации рынков
лекарственных препаратов на торгах, приводит к сокращению конкуренции между
препаратами разных производителей и повышению бюджетных расходов на закупку
лекарств».
По словам заместителя начальника Управления контроля
социальной сферы и торговли ФАС России, предмет проверок закупок должен быть
направлен не только на выявление завышенных начальных (максимальных) цен
контрактов, а в первую очередь на несоблюдение Особенностей описания
лекарственных препаратов (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 №
1380), в которых установлены допустимые требования в отношении характеристик
закупаемых лекарств.
«ИАС может стать эффективным инструментом контроля
закупок, если в системе будут оцифрованы требования этого постановления», –
подчеркнула Надежда Шаравская.
В совещании также приняли участие представители
Федерального казначейства, Минздрава России и Росздравнадзора.
ФАС России