Минэкономразвития России дало отрицательную оценку
регулирующего воздействия на поправки в Закон о защите конкуренции,
разработанные ФАС России для регулирования новых цифровых рынков, – так
называемый пятый
антимонопольный пакет. Об этом сообщает
РБК.
Минэкономразвития России посчитало предложенные
поправки недостаточно обоснованными. В отзыве отмечается, что проект содержит
избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц
или способствует их введению, а также положения, приводящие к возникновению
необоснованных расходов предпринимателей и бюджета страны.
Под указанное в поправках определение «цифровой
платформы» может быть подведена почти любая электронная площадка в Интернете,
включая сайты туроператоров, банков, страховых компаний, различные агрегаторы и
др., где продавцы и покупатели могут взаимодействовать, говорится в отзыве. Под
их взаимодействием могут пониматься и размещение объявлений, рекламы, и
непосредственно купля-продажа товаров и услуг. Не определено и то, о каких
покупателях идет речь: конечных потребителях или продавцах, оптовиках.
В документе нет пояснения, что такое «рынок
взаимозаменяемых услуг», как будут определяться его границы и доля той или иной
компании на нем, непонятно, каким образом можно подсчитать выручку «цифровой
платформы» и определить ее доминирующее положение.
Также Минэкономразвития России раскритиковало
введение понятия «сетевой эффект»: непонятно, как ФАС России будет подсчитывать
влияние сетевых эффектов на изменение ценности товаров для потребителей.
Введение института «доверенного лица», как указано в
отзыве, является «необоснованным и спорным». Неясно, что именно должно делать
такое лицо и как оно будет взаимодействовать с антимонопольным органом. Из
законопроекта следует, что «доверенное лицо» в ходе работы может получить
доступ к коммерческой тайне компании, в отношении которой выносится
предписание, а принудительное разглашение такой тайны без согласия субъекта
невозможно.
Минэкономразвития России считает избыточным
продление рассмотрения сделок с «трансграничным характером» на три-пять лет.
Это может привести к тому, что компании откажутся от совершения подобных сделок
вообще, что отрицательно скажется на привлечении зарубежных инвестиций в Россию
и может привести к исчезновению в стране отдельных товарных рынков.
Выдача принудительных лицензий на результаты
интеллектуальной деятельности уже регулируется ГК РФ, поэтому дополнительное
регулирование в Минэкономразвития России также считают лишним.
Как рассказал заместитель главы ФАС России Анатолий
Голомолзин, дискуссия по проекту ведется также в рамках работы над программой
«Цифровая экономика». «Законопроект обсуждается в рабочих группах „Антимонопольное
регулирование“ и „Нормативное регулирование“. С момента публикации
законопроекта уже прошло несколько обсуждений. В 20-х числах будет завершающая
дискуссия с экспертным сообществом», – уточнил он.