2 октября 2018 г. в Санкт-Петербурге начал работу
международный семинар «Эффективная правоприменительная практика в борьбе с
картелями». Семинар организован совместно ФАС России с Венгерским региональным
центром по конкуренции ОЭСР. Эксперты из стран ОЭСР совместно со специалистами
ФАС России поделились опытом борьбы с картелями и рассказали о применяемых в
практике подходах к решению таких проблем.
Открывая семинар, руководитель Санкт-Петербургского
УФАС России Вадим Владимиров отметил, что «проблема картелей стоит необычайно остро. Об этом говорит тот
факт, что единственная в УК РФ статья за нарушение антимонопольного
законодательства, предусматривающая до семи лет лишения свободы, относится к
нарушениям, связанным с картелями. Все картели в мире похожи, опыт борьбы со
злом для всех нас является важным. Поэтому мы с огромным вниманием относимся к
международному опыту стран, которые накопили хорошую правоприменительную
практику в деле борьбы с картелями».
Старший эксперт по вопросам конкуренции ОЭСР Сабина Цигельски отметила, что по
различным консервативным оценкам негативные последствия деятельности картелей,
в том числе их влияние на цену составляет в среднем 10–15%.
«Сговор по ценам при проведении торгов – это
картельное соглашение, которое отрицательно влияет на процесс проведения
торгов. Жертвой таких мошеннических действий является государство и общество в
лице налогоплательщиков», – подчеркнула спикер.
Именно поэтому, как отметила г-жа Сабина Цигельски,
страны ОЭСР должны принять меры по недопущению участия компаний и физических
лиц в картелях и предусмотреть наличие институтов, которые обладали бы
полномочиями, достаточными для того, чтобы устранять последствия картельной
деятельности, в том числе полномочиями получать документы и информацию и
устанавливать наказание за нарушение закона.
Спикер подчеркнула, что только если «сумма штрафов
будет достаточно велика, картель перестанет представлять собой хорошую бизнес-идею».
Австрийский опыт реализации программы освобождения
от ответственности и смягчения наказания представила руководитель юридического
управления Федерального агентства по защите конкуренции Австрии Натали Харсдорф.
Программа освобождения от ответственности и
смягчения наказания (ООСН) в Австрии введена в действие в 2005 г. в результате
внесения изменений и дополнений в Закон о конкуренции. Вступила в силу в 2006
г. Практические вопросы реализации программы изложены в справочнике, который
опубликован на сайте Агентства по защите конкуренции.
Спикер сообщила, что начиная с 2006 г. в рамках этой
программы подано 86 заявлений об освобождении от ответственности и о смягчении
наказания. Общая сумма штрафов по делам, связанным с освобождением от ответственности
и смягчением наказания, составила ? 105 млн.
По мнению г-жи Харсдорф, странам – участникам
Европейской сети по вопросам конкуренции (ЕСК) нужно привести к сопоставимому
виду свои программы ООСН, и в то же время каждая из стран может занять более
лояльные позиции по вопросу о том, как относиться к заявителям.
Венгерский опыт выявления признаков деятельности
картелей представил член Совета по конкуренции Венгерского агентства по защите
конкуренции Давид Куритар.
По его словам, несмотря на то что используемая в
Венгрии программа освобождения от ответственности и смягчения наказания
разработана в соответствии с международными стандартами, она действует недостаточно
успешно. Причина в ее непопулярности среди картелистов, хотя участие в этой
программе и дает много преимуществ. Например, у заявителя о наличии нарушений
по этой программе сохраняется право участвовать в схеме закупок товаров, работ
и услуг для государственных нужд, на него не распространяется принцип
совместной или коллективной ответственности за нарушение закона о картелях.
Вместе с тем, как отметил г-н Куритар, в 2017 г. в Венгерское агентство по
защите конкуренции (ВАК) по этой программе поступило только семь заявлений.
Причины столь незначительного числа заявлений об
освобождении от ответственности спикер видит в сложившихся в Венгрии культурных
традициях (предприятия не хотят отчитываться о собственных действиях), в отсутствии
достаточных знаний в области конкурентного законодательства (особенно когда
речь идет о малых и средних предприятиях) и боязни уголовного преследования
(несмотря на то что подавшие заявления об освобождении от ответственности и о
смягчении наказания не подлежат уголовному преследованию).
Для решения этой проблемы в 2010 г. ВАК ввело в
действие систему вознаграждения осведомителей. В программе чаще стали
участвовать люди, которых уволили с работы. По словам спикера, «используя месть
в качестве мотивации, они охотно сообщают о подробностях деятельности картелей
и о той роли, которую играют в картелях их бывшие работодатели».
В соответствии с действующим в Венгрии законом о
конкуренции ВАК выплачивает вознаграждение физическому лицу, если он
предоставляет улики, которые признаются необходимыми для выполнения Агентством
своих функций. Сумма такого вознаграждения составляет 1% от суммы штрафа,
установленного на основании решения ВАК, но не более ? 160 тыс.
«Успешно работающие программы освобождения от
ответственности и смягчения наказания содействуют предотвращению образования
картелей, способствуют выявлению картелей и заставляют компании обращаться в
Агентство с заявлениями об освобождении от ответственности и о смягчении
наказания», – заключил г-н Давид Куритар.
О превентивных инструментах в процессе выявления
признаков деятельности картелей рассказал Старший инспектор Управления по
международным связям Агентства по защите конкуренции Италии Ренато Ферранди.
Спикер сообщил, что в силу предоставленных
полномочий Агентство по защите конкуренции Италии (АКИ) проводит расследования
достаточно редко, в нем нет подразделения, которое занимается картелями или
оперативно-разыскной деятельностью. Вместе с тем АКИ активно сотрудничает с
другими государственными органами Италии: Агентством по борьбе с коррупцией,
организациями, занимающимися закупками товаров, работ и услуг, налоговой
полицией, судебными органами и прокуратурой (в случае проведения параллельного
расследования по уголовным преступлениям).
«Сотрудничество с другими государственными органами
страны обеспечивает поступление обширной и полезной информации из надежных
источников, подкрепленной четко оформленными документами. Наличие у сотрудников
Агентства знаний в области конкуренции и по вопросам защиты прав потребителей
позволяет сформировать комплексный подход к рассмотрению новых явлений.
Сотрудничество с национальными агентствами по защите конкуренции других стран
может дать важную информацию о том, как поступать в таких же или похожих
ситуациях. Такое сотрудничество особенно важно, когда речь идет о новых
явлениях в борьбе с монополизацией и о новых инструментах выявления нарушений
законодательства», – подытожил г-н Ренато Ферранди.
Помощник директора Группы по борьбе с картелями и с
уголовными преступлениями Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании Куаджо Аджепонг рассказал об
инструменте скрининга рынка для выявления признаков деятельности картелей в
Великобритании при определении случаев сговора по ценам при закупке товаров,
работ и услуг для государственных нужд. Для выявления нарушений
антимонопольного законодательства в Великобритании была разработана модель
обработки данных заявок при закупках товаров, работ и услуг для госнужд.
«Наш инструмент скрининга данных направлен на поиск
подозрительных признаков картеля», – сообщил Куаджо Аджепонг. – Данные
систематизированы по папкам, что привычно для закупочных организаций.
Инструмент настроен на считывание информации, распределенной по уровням.
Пороговые значения и отдельные факторы можно корректировать в зависимости от
обстоятельств. Результаты показывают, какие торги вызывают больше подозрений».
По словам г-на Аджепонга, в настоящее время конкурентные
ведомства 37 стран рассматривают возможность использовать этот инструмент.
«Преимущества этого проекта – растущее понимание
риска мошеннических действий при проведении торгов, выстраивание отношений с
заинтересованными лицами, оказание помощи закупочным организациям в выявлении и
пресечении деятельности картелей. Все это является производными от самого
процесса и является конечным результатом его применения», – заключил
представитель Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании.
ФАС России
Читайте также: «Фатима Кониева: Основная форма получения доказательств по делам о картелях – внезапная проверка».