Новости

ФАС России выдвинула требования к сделке на фармрынке
03 августа 2021 г.
Малый бизнес проверят на аффилированность с крупнейшими заказчиками
03 августа 2021 г.
Кассация подтвердила антиконкурентное соглашение в Подмосковье
03 августа 2021 г.
Суд округа признал ничтожным дорожный контракт в Челябинской области на полмиллиарда рублей
03 августа 2021 г.
Hamilton Medical AG подозревают в незаконной координации экономической деятельности на рынке поставок ИВЛ
03 августа 2021 г.
Минстрой России разработал механизм изменения госконтрактов из-за роста цен
18 марта 2021 г.
ФАС России выдала предписание по сделке Мосэнерго и Русэнергосбыта
03 августа 2021 г.
ЕЭК рассказала об изменениях в Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках
24 ноября 2020 г.
ФАС России разъяснила вопросы дерегулирования цен на ряд услуг в портах
24 ноября 2020 г.
ComparetheMarket оштрафована на 17,9 млн фунтов стерлингов за установление паритета цен
19 ноября 2020 г.
Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37972
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19911
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19096
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16826
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16772
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37972
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19096
 Обзоры

 Анонcы

7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».!!!
Полный текст
Международная конференция Суда ЕАЭС «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение»
25–27 ноября 2020 г. состоится ежегодная международная конференция Суда Евразийского экономического союза «Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение».
Полный текст
Тестовый анонс
Добро пожаловать в Ангарск!
Полный текст



О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Главная /  Новости /  Представители конкурентных ведомств стран ОЭСР...
Представители конкурентных ведомств стран ОЭСР рассказали о работе с осведомителями по картелям и программах освобождения от ответственности
2 октября 2018 г. в Санкт-Петербурге начал работу международный семинар «Эффективная правоприменительная практика в борьбе с картелями». Семинар организован совместно ФАС России с Венгерским региональным центром по конкуренции ОЭСР. Эксперты из стран ОЭСР совместно со специалистами ФАС России поделились опытом борьбы с картелями и рассказали о применяемых в практике подходах к решению таких проблем.

Открывая семинар, руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров отметил, что «проблема картелей стоит необычайно остро. Об этом говорит тот факт, что единственная в УК РФ статья за нарушение антимонопольного законодательства, предусматривающая до семи лет лишения свободы, относится к нарушениям, связанным с картелями. Все картели в мире похожи, опыт борьбы со злом для всех нас является важным. Поэтому мы с огромным вниманием относимся к международному опыту стран, которые накопили хорошую правоприменительную практику в деле борьбы с картелями».

Старший эксперт по вопросам конкуренции ОЭСР Сабина Цигельски отметила, что по различным консервативным оценкам негативные последствия деятельности картелей, в том числе их влияние на цену составляет в среднем 10–15%.

«Сговор по ценам при проведении торгов – это картельное соглашение, которое отрицательно влияет на процесс проведения торгов. Жертвой таких мошеннических действий является государство и общество в лице налогоплательщиков», – подчеркнула спикер.

Именно поэтому, как отметила г-жа Сабина Цигельски, страны ОЭСР должны принять меры по недопущению участия компаний и физических лиц в картелях и предусмотреть наличие институтов, которые обладали бы полномочиями, достаточными для того, чтобы устранять последствия картельной деятельности, в том числе полномочиями получать документы и информацию и устанавливать наказание за нарушение закона.

Спикер подчеркнула, что только если «сумма штрафов будет достаточно велика, картель перестанет представлять собой хорошую бизнес-идею».

Австрийский опыт реализации программы освобождения от ответственности и смягчения наказания представила руководитель юридического управления Федерального агентства по защите конкуренции Австрии Натали Харсдорф.

Программа освобождения от ответственности и смягчения наказания (ООСН) в Австрии введена в действие в 2005 г. в результате внесения изменений и дополнений в Закон о конкуренции. Вступила в силу в 2006 г. Практические вопросы реализации программы изложены в справочнике, который опубликован на сайте Агентства по защите конкуренции.

Спикер сообщила, что начиная с 2006 г. в рамках этой программы подано 86 заявлений об освобождении от ответственности и о смягчении наказания. Общая сумма штрафов по делам, связанным с освобождением от ответственности и смягчением наказания, составила ? 105 млн.

По мнению г-жи Харсдорф, странам – участникам Европейской сети по вопросам конкуренции (ЕСК) нужно привести к сопоставимому виду свои программы ООСН, и в то же время каждая из стран может занять более лояльные позиции по вопросу о том, как относиться к заявителям.

Венгерский опыт выявления признаков деятельности картелей представил член Совета по конкуренции Венгерского агентства по защите конкуренции Давид Куритар.

По его словам, несмотря на то что используемая в Венгрии программа освобождения от ответственности и смягчения наказания разработана в соответствии с международными стандартами, она действует недостаточно успешно. Причина в ее непопулярности среди картелистов, хотя участие в этой программе и дает много преимуществ. Например, у заявителя о наличии нарушений по этой программе сохраняется право участвовать в схеме закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, на него не распространяется принцип совместной или коллективной ответственности за нарушение закона о картелях. Вместе с тем, как отметил г-н Куритар, в 2017 г. в Венгерское агентство по защите конкуренции (ВАК) по этой программе поступило только семь заявлений.

Причины столь незначительного числа заявлений об освобождении от ответственности спикер видит в сложившихся в Венгрии культурных традициях (предприятия не хотят отчитываться о собственных действиях), в отсутствии достаточных знаний в области конкурентного законодательства (особенно когда речь идет о малых и средних предприятиях) и боязни уголовного преследования (несмотря на то что подавшие заявления об освобождении от ответственности и о смягчении наказания не подлежат уголовному преследованию).

Для решения этой проблемы в 2010 г. ВАК ввело в действие систему вознаграждения осведомителей. В программе чаще стали участвовать люди, которых уволили с работы. По словам спикера, «используя месть в качестве мотивации, они охотно сообщают о подробностях деятельности картелей и о той роли, которую играют в картелях их бывшие работодатели».

В соответствии с действующим в Венгрии законом о конкуренции ВАК выплачивает вознаграждение физическому лицу, если он предоставляет улики, которые признаются необходимыми для выполнения Агентством своих функций. Сумма такого вознаграждения составляет 1% от суммы штрафа, установленного на основании решения ВАК, но не более ? 160 тыс.

«Успешно работающие программы освобождения от ответственности и смягчения наказания содействуют предотвращению образования картелей, способствуют выявлению картелей и заставляют компании обращаться в Агентство с заявлениями об освобождении от ответственности и о смягчении наказания», – заключил г-н Давид Куритар.

О превентивных инструментах в процессе выявления признаков деятельности картелей рассказал Старший инспектор Управления по международным связям Агентства по защите конкуренции Италии Ренато Ферранди.

Спикер сообщил, что в силу предоставленных полномочий Агентство по защите конкуренции Италии (АКИ) проводит расследования достаточно редко, в нем нет подразделения, которое занимается картелями или оперативно-разыскной деятельностью. Вместе с тем АКИ активно сотрудничает с другими государственными органами Италии: Агентством по борьбе с коррупцией, организациями, занимающимися закупками товаров, работ и услуг, налоговой полицией, судебными органами и прокуратурой (в случае проведения параллельного расследования по уголовным преступлениям).

«Сотрудничество с другими государственными органами страны обеспечивает поступление обширной и полезной информации из надежных источников, подкрепленной четко оформленными документами. Наличие у сотрудников Агентства знаний в области конкуренции и по вопросам защиты прав потребителей позволяет сформировать комплексный подход к рассмотрению новых явлений. Сотрудничество с национальными агентствами по защите конкуренции других стран может дать важную информацию о том, как поступать в таких же или похожих ситуациях. Такое сотрудничество особенно важно, когда речь идет о новых явлениях в борьбе с монополизацией и о новых инструментах выявления нарушений законодательства», – подытожил г-н Ренато Ферранди.

Помощник директора Группы по борьбе с картелями и с уголовными преступлениями Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании Куаджо Аджепонг рассказал об инструменте скрининга рынка для выявления признаков деятельности картелей в Великобритании при определении случаев сговора по ценам при закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для выявления нарушений антимонопольного законодательства в Великобритании была разработана модель обработки данных заявок при закупках товаров, работ и услуг для госнужд.

«Наш инструмент скрининга данных направлен на поиск подозрительных признаков картеля», – сообщил Куаджо Аджепонг. – Данные систематизированы по папкам, что привычно для закупочных организаций. Инструмент настроен на считывание информации, распределенной по уровням. Пороговые значения и отдельные факторы можно корректировать в зависимости от обстоятельств. Результаты показывают, какие торги вызывают больше подозрений».

По словам г-на Аджепонга, в настоящее время конкурентные ведомства 37 стран рассматривают возможность использовать этот инструмент.

«Преимущества этого проекта – растущее понимание риска мошеннических действий при проведении торгов, выстраивание отношений с заинтересованными лицами, оказание помощи закупочным организациям в выявлении и пресечении деятельности картелей. Все это является производными от самого процесса и является конечным результатом его применения», – заключил представитель Агентства по конкуренции и рынкам Великобритании.

ФАС России

Читайте также: «Фатима Кониева: Основная форма получения доказательств по делам о картелях – внезапная проверка».

02 октября 2018 г.





 Опрос

Какие принятые в 2021 г. законодательные инициативы, по Вашему мнению, наиболее значимы для развития конкуренции в РФ?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



 
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.