Добросовестные арендаторы государственного и
муниципального имущества и сегодня имеют право на преимущественное (то есть без
проведения торгов) продление договора. Но воспользоваться им могут лишь те, кто
заключал предыдущий договор по итогам конкурса или аукциона. Таким образом, «за
бортом» оказались все, кто получил имущество до внедрения обязательных
конкурсных процедур в 2008 г. Этому поспособствовала и позиция Верховного Суда
РФ, который в 2017 г. признал верность такого подхода и отметил, что внеконкурсная
пролонгация договоров для представителей малого и среднего бизнеса допускалась
лишь на срок до 1 июля 2015 г. После этого предприниматели были вынуждены
бороться за аренду на общих основаниях.
ФАС России признала, что эта ситуация дает
чиновникам возможность отказать в пролонгации договора бизнесменам, которые
арендуют помещение уже более 10 лет. Для бизнеса такое положение чревато
огромными потерями, так как перед конкурсом объект нужно освободить и вернуть
владельцу.
Служба сочла это несправедливым и предложила
поправки в Закон о защите конкуренции. Если они будут приняты, то
предприниматели, арендовавшие госсобственность до введения обязательной
конкурсной практики, получат преимущественное право пролонгации договора. При
этом цена аренды может измениться – она определяется по результатам оценки, а
ее срок не должен быть менее трех лет, если о меньшем не попросит сам
бизнесмен.
Законопроект согласован с Минэкономразвития России,
у Государственно-правового управления Президента РФ концептуальных замечаний к
нему также не возникло. Поправки уже поддержала правительственная комиссия по
законопроектной деятельности, рассказал «Известиям» источник, знакомый с итогами ее заседания.