Комитет энергетики «Деловой России» и некоммерческое
партнерство «Совет по товарным рынкам» (СПТР) провели круглый стол, посвященный
выполнению поручений Президента РФ по развитию конкуренции на топливном рынке
России. Отчет о мероприятии публикует
«Российская газета».
Причина роста цен на топливо кроется в отсутствии
именно «здоровой конкуренции», заявил первый заместитель председателя Комитета
Госдумы по энергетике Валерий Селезнев.
Он считает, что в рознице конкуренция есть, а в опте нет. Так, Центральный
экономико-математический институт РАН подсчитал, что в 74 регионах ни одному
бренду из крупнейших игроков рынка не принадлежит наибольшее количество АЗС, а
в остальных 11 субъектах крупнейшие нефтекомпании занимают не более 50% рынка.
В областях доля брендовых АЗС не превышает 12%. Получается, подавляющее число
АЗС управляется независимыми операторами, то есть решения по политике
ценообразования принимаются тоже независимо. Однако на независимую розницу
оказывают давление вертикально интегрированные нефтекомпании, которые могут
перенести центр прибыли в другое звено и сдержать стоимость на своей заправке.
Проблему надо решать в комплексе, считает Селезнев,
в том числе стоит ввести норматив поставок нефти на биржу (по его мнению, 5%
будет достаточно).
Нужно совершенствовать биржевую торговлю топливом,
солидарны эксперты. Так, нормативы продаж бензина через Санкт-Петербургскую
международную товарно-сырьевую биржу необходимо поднять с 10 до 18–19%, дизеля –
с 5 до 10%, предложил гендиректор СПТР Илья
Мороз. Чуть менее скромные цифры обсуждают
ФАС России и Минэнерго России (10% и 7,5% соответственно).
По итогам встречи была составлена резолюция с
предложениями федеральным ведомствам и регуляторам о совершенствовании рыночных
инструментов развития рынка, при этом нет единого мнения, как действовать. Но ясна
идея: нужно защитить малый и средний бизнес от давления со стороны крупных
компаний.
Читайте также: «ЛУКОЙЛ увеличит продажи дизеля на бирже для стабилизации цен на рынке».