25 сентября 2018 г. в рамках Недели конкуренции в России состоялось первое Совместное заседание Координационного совета
Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Штаба по совместным
расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников
СНГ.
Мероприятие было посвящено вопросам повышения
доступности авиационных перевозок и обеспечению экономической устойчивости
авиасообщений, а также либерализации воздушного пространства. Участники
обсудили существующие проблемы и вопросы обеспечения устойчивого воздушного
сообщения.
«В последнее время на российском рынке, также как и
в других странах, обанкротились несколько крупных компаний. Это приводит к
социальной напряженности и проблемам экономической устойчивости. Наша задача
сделать так, чтобы процессы оздоровления были на пользу и авиакомпаниям, и
пассажирам», – заметил руководитель Штаба, заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
Заместитель председателя МАК Роман Вдовенко рассказал о путях оздоровления проблемных
авиакомпаний, включая критерии и методы оценки финансово-экономического
состояния и устойчивости компаний, о международном опыте в сфере оздоровления
проблемных компаний (США, Япония, ЕС), а также о предложениях по использованию
этого опыта на евразийском пространстве.
Одной из ключевых тем заседания стала цифровизация в
авиации. Представители АО «Газпромнефть-Аэро» рассказали о своих наработках в
области интеллектуального авиатопливообеспечения, о переходе на полную
автоматизацию процесса – от работы с документооборотом до автозаправки и
контроля качества авиатоплива.
Обсуждались также вопросы совершенствования систем
бронирования и продаж билетов, технологического и нормативно-правового
обеспечения цифровизации в авиации и в экономике в целом, преодоления
киберугроз в гражданской авиации. Также участники обратили внимание на развитие
инфраструктуры аэропортов и низкобюджетных воздушных перевозок – лоукостеров.
«Сейчас необходимо оказать поддержку новым
инициативам для того, чтобы улучшить ситуацию с транспортной доступностью. К
сожалению, пока мы по транспортной доступности на пространствах СНГ отстаем от
аналогичных регионов мира, в частности от стран ЕС, примерно в 2,5 раза, от США
– в 4 раза. Получается, что каждый наш пассажир имеет возможность пользоваться
авиатранспортом во много раз меньше жителей других регионов мира, – отметил
руководитель Штаба Анатолий Голомолзин.
«Пришло время подготовить рынки к изменениям и к
появлению новых технологий. Каждый из обсужденных вопросов станет предметом для
последующих детальных проработок представителями МСАП, МАК, участников рынка в
сфере авиации. От того, каким образом развивается ситуация с авиаперевозками и
в странах СНГ, и в мире, зависит будущее авиакомпаний и возможности
пассажиров», – отметил он.
В заключительной части мероприятия Анатолий
Голомолзин указал на значимость совместных действий в этом направлении и
необходимость проведения выездных заседаний на различных площадках, позволяющих
наглядно изучать ситуацию и делать соответствующие выводы.
ФАС России