25 сентября 2018 г. Двенадцатый арбитражный
апелляционный суд подтвердил законность решения Саратовского УФАС России в
отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и
АО «Автогрейд».
Напомним, дело в отношении министерства и АО
«Автогрейд» было возбуждено и
рассмотрено еще в декабре 2016 г. во взаимодействии с Прокуратурой
Саратовской области и ГУВД Саратовской области.
Аукцион на строительство автодороги «Озинки – Перелюб»
на участке отмыкания на п. Новозаволжский, который проводило министерство
(максимальная цена контракта 71 763 844 руб.), завершился 14 декабря 2015 г. 28
декабря по итогам аукциона с АО «Автогрейд» был заключен контракт, по условиям
которого работы должны быть выполнены до 30 декабря 2015 г., то есть за три
дня. При этом была предусмотрена ежемесячная приемка выполненных работ.
Однако АО «Автогрейд» уже в конце ноября и начале
декабря 2015 г. выполняло на указанном участке дороги подготовительные работы
(завоз строительных материалов) и размещало строительную технику, что являлось
подготовительным этапом работ по контракту.
Опрос, проведенный Саратовским УФАС России среди
участников рынка производства работ по строительству автодорог, показал, что
заявленные в контракте работы за три дня выполнить невозможно.
Также УФАС установило, что на момент заключения
контракта у АО «Автогрейд» на правах аренды находилось оборудование,
необходимое для строительства, которое являлось областной собственностью и было
передано компании без проведения торгов. Позднее в результате выполнения
предупреждения Саратовского УФАС России движимое имущество было возвращено в
областную собственность.
Несмотря на то что АО «Автогрейд» не выполнило
работы по строительству дороги в установленный в контракте срок, и была
начислена пеня в размере 27 254 656 руб., министерство оплатило компании работы
без удержания неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Министерство создало преимущественные условия АО
«Автогрейд» для получения госконтракта.
На основании представленных обстоятельств Саратовское
УФАС России пришло к выводу, что министерство и АО «Автогрейд» заключили устное
соглашение, которое привело к ограничению конкуренции на рынке производства
работ по строительству автомобильных дорог, и признало их нарушившими ст. 16
Закона о защите конкуренции.
Министерство и АО «Автогрейд», не согласившись с
решением УФАС, обжаловали его в Арбитражном суде Саратовской области, а затем в
Двенадцатом арбитражном апелляционном суде. Суды двух инстанций поддержали
требование заявителей и признали незаконным решение Саратовского УФАС России.
Но кассационная инстанция отменила решения указанных судов и направила дело на
новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении арбитражный суд поддержал
позицию Саратовского УФАС России. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
признал законным решение УФАС.
ФАС России