«Мы посетили практически все субъекты Российской
Федерации и первое впечатление – российские регионы не просто готовы заниматься
конкуренцией, но делают это весьма охотно. Они не просто подписали соглашения,
но и определили не менее 33 рынков для развития. В первую очередь от этого
выиграет малый и средний бизнес», – отметил он.
Национальный план развития конкуренции задает важные
параметры. В частности, за несколько лет снизить количество нарушений со
стороны органов власти в два раза, снизить долю госучастия в конкурентных
сферах экономики, обеспечить увеличение доли закупок у МСП в два раза к 2020 г.
Также руководитель ФАС России рассказал о проводимой
отраслевой конкурентной политике. Ведомству удалось отменить национальный и
внутрисетевой роуминг. Проводится реформирование тарифного регулирования,
предусматривающее унификацию всех тарифов для всей страны. В сфере оборонной
промышленности внедрена мотивационная модель ценообразования, основанная на
долгосрочных принципах формирования цен. Такой подход создает долгосрочный
горизонт планирования для предприятий оборонно-промышленного комплекса и
повышает их инвестиционную привлекательность.
Вместе с этим в условиях внешних и внутренних
вызовов резервы конкуренции задействованы недостаточно.
«По итогам 2016–2017 года в целом в состоянии
конкуренции в Российской Федерации значительных сдвигов в сторону ее
оздоровления и развития, увы, не произошло, – подвел итог руководить ФАС
России. – Основные трудности связаны с высокой степенью государственного
участия в экономике, незначительной долей малого бизнеса в ней, нарушениями со
стороны органов власти, дискриминационного доступа к объектам инфраструктуры и
ресурсам, несовершенством регулирования естественных монополий, существующей
тарифной политикой и картелизацией российской экономики».
Ведомство подготовило законопроекты, принятие
которых позволит достичь цели и решить задачи, поставленные Президентом РФ и
Правительством РФ.
Речь идет о следующих законодательных инициативах
ФАС России:
- пятый антимонопольный пакет;
- законопроект о процедуре антимонопольного контроля
создания ГУПов и МУПов;
- законопроект о принудительном лицензировании;
- законопроект об отмене Закона о естественных
монополиях;
- законопроект об основах государственного
регулирования цен (тарифов);
- законопроект об антимонопольном комплаенсе;
- законопроект об отмене иммунитетов для
интеллектуальной собственности;
- пакет поправок, направленных на борьбу с картелями.
«Глава Правительства взял под свой контроль в
инициативном порядке законопроект о запрете создания государственных и
муниципальных предприятий. К 2021 году все ГУПы и МУПы, а их 18 тысяч, должны
быть ликвидированы за исключением сферы обороны и безопасности. Если они не
будет преобразованы или ликвидированы, мы будем выдавать предупреждения. Если
их не будут выполнять, мы будем заводить дела и при необходимости ликвидировать
их в судебном порядке. Для создания новых государственных и муниципальных
предприятий потребуется согласие антимонопольной службы», – отметил Игорь
Артемьев.
Дискуссия продолжилась обсуждением предложения члена
Совета Общественной палаты РФ, председателя комиссии по общественному контролю
и взаимодействию с общественными советами Владислава
Гриба по созданию общественных советов при территориальных органах ФАС
России. По его словам, это позволит осуществлять общественный контроль
региональных управлений антимонопольной службы и соответствует целям
Национального плана развития конкуренции.
«Мы должны с общественной палатой координировать
работу таких советов и считаем целесообразным выстраивать сотрудничество с
региональными общественными палатами», – заключил глава ФАС России.
ФАС России