«Госучастие
в банковской системе создает преимущества определенной категории банков. Это
выражается в тех решениях, которые принимаются на федеральном уровне. И помимо
величин собственного капитала для доступа к госпрограммам и госресурсам
используется еще один критерий – наличие государственного участия в капитале
банка. И это плохо, – заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей
Кашеваров на XVI Международный банковский форум „Банки России – XXI век“. –
Необходимо пересмотреть критерии отбора финансовых организаций по привлечению
отдельных категорий средств на счета и по выдаче банковских гарантий участия в
программах субсидирования. Мы хотим сместить акцент с установления размера
собственного капитала и доли госучастия в сторону кредитных рейтингов».
Однако
уже есть тренд на такую замену в некоторых федеральных нормативных правовых
актах при отборе банков, и эти изменения понемногу реализовываются. Речь идет
об отборе для размещения на депозиты (счета) средств федерального бюджета,
государственных внебюджетных фондов и отдельных юрлиц; выдачи банковских
гарантий для обеспечения исполнения отдельных категорий обязательств третьих
лиц перед государством; предоставления субсидий из федерального бюджета при
предоставлении отдельных видов льготного финансирования.
«С
ростом доверия к отечественным рейтинговым агентствам это станет равноценной
заменой», – добавил Андрей Кашеваров.
При
этом он пояснил, что речь не о разделении госучастия и частных банков с точки
зрения формы собственности.
В
ходе пленарной дискуссии «Практические вопросы защиты конкуренции на российском
рынке финансовых услуг» Андрей Кашеваров выступил с докладом о «дорожной карте»
по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг. План содержит 28
мероприятий, и входит в «дорожную
карту» по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ.
С
содержательной точки зрения он поделил мероприятия документа на пять
составляющих:
- исключение
дискриминации и барьеров для деятельности;
- снижение
степени влияния государства на рыночные отношения;
- исключение
обстоятельств, усиливающих рыночную власть доминирующих игроков;
- расширение
возможностей для конкуренции;
- пресечение,
предупреждение нарушений АМЗ и стимулирование добросовестных практик.
Карта
содержит шесть отраслевых разделов: рынки банковских, платежных,
микрофинансовых, страховых, лизинговых и депозитарных услуг, а также общий
раздел о рынке финансовых услуг.
По
словам Андрея Кашеварова, создана рабочая группа по реализации «дорожной
карты», ведомство приглашает игроков рынка к участию в ее подгруппах. В
ближайшее время состоится заседание экспертного совета по защите конкуренции на
рынке финансовых услуг при ФАС России.
Замглавы
антимонопольной службы также отметил, что рекомендательное письмо финансовым
организациям по продвижению своих услуг, выпущенное недавно ФАС России и Банком
России, будет иметь вполне определенные правовые последствия в случае его
неисполнения.
«У
нас есть статья 14.8 Закона о защите конкуренции об иных видах недобросовестной
конкуренции, и мы готовы формировать новую правоприменительную практику», –
подчеркнул Андрей Кашеваров и добавил, что ведомство предполагает развивать
институт совместных писем с Банком России.
ФАС России
Читайте также:
– Пиар банков с упоминанием связи с государством признают недобросовестным;
– Госбанки вне конкуренции.