Белгородское
УФАС России признало ООО «Цитолаб», ООО «Аурус Медиа», ООО «Био Генетик-С», ООО
«ЛабТехнология» и ООО «Югория» нарушившими п. 1–3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите
конкуренции, ИП Кропчин М.Г. – п. 1 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции
(запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов).
Выдано предписание о прекращении участия в ограничивающих конкуренцию
соглашениях.
Нарушение
антимонопольного законодательства выразилось в заключении картельного сговора,
направленного на установление начальной (максимальной) цены контракта,
последующее поддержание цен на торгах, а также раздел товарного рынка по
составу продавцов и (или) покупателей (заказчиков) между участниками картеля.
Антимонопольный
орган провел анализ информации об открытых аукционах в электронной форме с
участием группы ответчиков за период 2014–2017 гг. По результатам анализа выявлено,
что на 95 конкурсных процедурах, в которых принимали участие ответчики,
прослеживался определенный алгоритм их поведения, связанный с минимальным
снижением начальной (максимальной) цены аукциона.
В
аукционе принимали участие два хозяйствующих субъекта, каждый из них делал по
одному ценовому предложению. Сначала свою цену выставляла «компания-статист»,
затем поступало предложение от «компании-победителя», далее «статист» отказывался
от участия в конкурентной борьбе за право заключения контракта (ценового шага).
В результате стоимость контрактов в среднем падала всего лишь на 0,5%.
При
участии (намерении принять участие) в аукционе ответчики использовали единую
инфраструктуру, что косвенно подтверждалось совпадением IP-адреса.
За
2014–2017 гг. совпадение IP-адреса, использованного для подачи заявки на
участие в аукционе и (или) подачи ценового предложения, прослеживалось в 108
случаях участия хозсубъектов в открытых аукционах.
Наряду
с реализацией стратегии «победитель – статист» в картеле существовала система
внутренней организации, которая обеспечивала нормальное функционирование
соответствующей стратегии поведения между участниками картеля.
В
частности, посредством системы внутренней организации обеспечен раздел рынка
медицинских изделий и (или) наборов реагентов диагностики In vitro, а именно
осуществлено распределение между участниками картеля аукционов, проводимых
государственными и муниципальными заказчиками (организаторами торгов).
В
результате совместного участия в конкурсных процедурах по отбору поставщика для
государственных и муниципальных нужд группа хозсубъектов в результате участия в
антиконкурентном соглашении получила право на заключение контрактов на поставку
медизделий и (или) наборов реагентов для диагностики In vitro в государственные
и муниципальные учреждения, расположенные на территории Москвы и Московской
области (25 электронных аукционов), в Санкт-Петербурге (3), Белгородской (59),
Калужской (2), Кировской (1), Орловской (1), Тамбовской областях (1), в Республике
Башкортостан (3) с минимальным снижением НМЦК.
Общий
доход картеля, установленный антимонопольным органом, за 2014–2017 гг. составил
более 468 млн руб.
Решение
Белгородского УФАС России по настоящему делу будет направлено в
правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по
ст. 178 УК РФ.
Белгородское УФАС России