На сайте ФАС России размещен видеообзор судебной практики за июль 2018 г. Представляет обзор начальник
отдела судебной работы Правового управления ФАС России Юлия Абакумова.
Представитель ФАС России подробно
остановилась на трех судебных спорах.
Сообщается, что за июль Верховный
Суд РФ рассмотрел два дела, в рамках которых оспаривались тарифы, установленные
ФАС России: тарифы по транспортировке газа и цены на электрическую энергию и
мощность.
В обзоре рассмотрено первое из дел.
Апелляционным определением ВС РФ от 26.07.2018 по делу № АПЛ18-255 оставлено
без изменения решение ВС РФ, которым компании отказано в удовлетворении
административного искового заявления об оспаривании приказа ФАС России об
утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным
сетям компании.
Суд указал, что действующее законодательство по установлению
тарифов (цен) или их предельных уровней в сфере деятельности субъектов
естественных монополий не обязывает федеральный орган исполнительной власти
осуществлять госрегулирование тарифов исключительно с целью их ежегодного повышения
и увеличения необходимой валовой выручки конкретного субъекта. Также ВС РФ
отметил, что законодательство в области газоснабжения в РФ не предусматривает
госрегулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке в
зависимости от отчета какого-либо третьего лица об оказании услуг организации,
осуществляющей регулируемый вид деятельности.
Суд разъяснил, что временной
период принятия решения – 40 рабочих дней с даты получения заявления об
установлении (изменении) цен (тарифов) – относится к случаю, когда в
регулирующий орган обращается сама организация. При установлении (изменении)
цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа последний направляет
предписание о предоставлении соответствующих предложений об установлении (изменении)
цен (тарифов). Законодательство не содержит норм о недействительности решения
правления регулирующего органа, принятого по истечении 40 рабочих дней с даты получения
заявления об установлении (изменении) цен (тарифов) или с даты получения
соответствующих предложений.
Также
в обзоре описано дело, в рамках которого оспаривалось постановление
антимонопольного органа о привлечении компании к административной ответственности
по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ с назначением штрафа в 113 млн руб. Суд первой
инстанции и апелляция понизили штраф до 500 тыс. руб. Кассация отменила акты
двух нижестоящих инстанций и назначила штраф 12,5 млн руб. Суд указал, что в
силу ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ размер административного штрафа подлежит исчислению
исходя из суммы выручки правонарушителя. Штраф в 100 тыс. руб. может быть
назначен только в том случае, если сумма, определяема расчетным путем, ниже этого
размера. При назначении административного наказания в соответствии с положениями
ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может составлять менее половины минимального
размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц
соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.
ФАС России будет
оспаривать это постановление кассации в ВС РФ, поскольку в деле отсутствуют
основания для назначения наказания ниже нижнего предела.
Третье
судебное решение, о котором рассказано в обзоре, – Постановление Арбитражного
суда Московского округа от 17.07.2018 по делу № А40-146089/2017. Оспаривалось
предупреждение антимонопольного органа, выданное компании по признакам нарушения
п. 5, 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Суды установили, что все
объемы сжиженного углеводородного газа, производимого занимающим доминирующее
положение хозсубъектом, законтрактованы с единственным обществом. На
поступающие от других хозсубъектов оферты на заключение договоров поставки «доминант»
не направлял ответ в установленном порядке. Суды трех инстанций признали
предупреждение ФАС России законным и обоснованным.
С
текстом обзора можно ознакомиться здесь.