«За
последний период программные документы в сфере развития конкуренции были
синхронизированы в несколько уровней. Первый уровень – это Указ Президента
Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по
развитию конкуренции. Этим документом утвержден Национальный план развития конкуренции
на 2018–2020 годы, представляющий собой среднесрочный план ее развития на
федеральном уровне с ключевыми показателями на ближайшие три года», – сообщил
глава ФАС России Игорь Артемьев на заседании Правительства РФ, где был
представлен Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2017 г.
Ко
второму уровню относятся поручения Президента РФ по итогам проведения Госсовета, а
следующий уровень – утверждение Правительством РФ «дорожной карты» по развитию
конкуренции в 18 отраслях экономики.
«Задачи
продвижения конкуренции активно поддержали регионы. На данный момент проведены
совещания более чем в 80% регионов и подписано 65 соглашений о взаимодействии
между ФАС России и субъектами РФ. Подавляющее большинство регионов определили и
готовы утвердить не менее 33 показателей развития конкуренции из 41
предложенного Государственным советом РФ», – сказал руководитель службы.
Затем
он перешел к отраслевой специфике конкурентной политики. В первую очередь он
выделил отмену внутрисетевого и национального роуминга, что устраняет
дискриминацию абонентов по территориальному признаку.
Также
Игорь Артемьев затронул аспекты тарифного регулирования. Глава ФАС России указал,
что государственная политика «инфляция минус» продолжает создавать
благоприятные условия для потребителей и развития малого и среднего бизнеса.
«Кроме
того, проводимая нами работа позволила исключить из состава региональных
тарифов необоснованные средства более чем на 7,5 миллиарда рублей, – продолжил
глава ФАС России. – Еще один момент, который необходимо отметить, это то, что сделан
очередной шаг к унификации тарифного регулирования. В апреле этого года
Правительство РФ утвердило единые правила рассмотрения досудебных споров и
разногласий в сфере тарифного регулирования. Таким образом, 16 нормативных
правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения досудебных споров и
разногласий, были заменены».
Игорь
Артемьев отдельно остановился на повышении эффективности исполнения
государственного оборонного заказа. Как сообщил руководитель ведомства, была
внедрена мотивационная модель ценообразования, стимулирующая предприятия
снижать издержки и инвестировать в производство, а создание уникальной
специализированной площадки для проведения закрытых закупок в электронной форме
позволило сэкономить 8,5 млрд руб. бюджетных средств.
Далее
глава ФАС России рассказал о современных вызовах, стоящих перед конкуренцией и
экономикой. Во-первых, изменение структуры рынков в условиях цифровой
экономики. В Докладе служба указала, что с помощью цифровых технологий
иностранные компании монополизируют рынки, а картельные сговоры реализуются с
использованием цифровых алгоритмов.
«Традиционные
инструменты противодействия монополизации не работают на „цифровых“ рынках.
Совместно со всеми заинтересованными органами власти нам следует в кратчайшие
сроки принять пятый антимонопольный пакет, который определяет применение
отечественного конкурентного права в условиях цифровизации, а также в сфере
интеллектуальной собственности», – добавил Игорь Артемьев.
Проблемой
остается картелизация экономики. Руководитель службы привел статистику: в 2017 г.
ФАС России выявила 360 картелей, что на 8% больше, чем в 2016 г.
«Ущерб
бюджетам всех уровней может достигать 1,5–2% ВВП. ФАС России подготовила пакет
законов, направленный на дополнительную борьбу с картелями», – сообщил глава
ведомства.
Игорь
Артемьев отметил также, что нормативная правовая база в сфере регулирования
естественных монополий устарела. Некоторые рынки, деятельность которых отнесена
к естественным монополиям, функционируют в состоянии конкуренции, что
свидетельствует об отсталости экономических условий и тормозит развитие
предпринимательской инициативы.
«В
условиях внешних и внутренних вызовов резервы конкуренции задействованы
недостаточно. Однако у нас есть все инструменты для создания российского
экономического чуда, когда демонополизация и развитие малого и среднего бизнеса
в совершенно фантастических, огромных объемах может резко повысить
эффективность нашей экономики», – заключил Игорь Артемьев.
ФАС России
UPD
По итогам заседания ФАС России и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти дан ряд поручений, в частности до 10 октября 2018 г. представить в Правительство РФ предложения по внесению изменений в законодательство, направленные:
- на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики;
- распространение антимонопольных правил и требований на результаты интеллектуальной деятельности;
- введение на территории РФ международного принципа исчерпания прав на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации.
Кроме того, Минфину России совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными ФОИВами поручено подготовить и представить в Правительство РФ предложения о сокращении сроков проведения процедур закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Читайте также:
– Брифинг руководителя ФАС России Игоря Артемьева по завершении заседания Правительства РФ;
– Медведев назвал отмену внутреннего роуминга в РФ победой;
– Правительство РФ рассмотрело доклад ФАС России о развитии конкуренции;
– Медведев призвал активизировать приватизацию госсобственности.